В жизни всегда есть причина и следствие. О них люди в повседневной суете почти не задумываются. И только нечто из ряда вон выходящее заставляет нас искать порой мучительный ответ на вечный вопрос «почему?».

В случае с павловчанкой Р. Портновой все предельно ясно: до круизного суперсовременного лайнера «CostaConcordia» ее довела тяга к иностранным языкам. Как, впрочем, и до некоторых других интересных, связанных с заграничными поездками, вещей. Еще более занимательные события, несомненно, ждут Раису впереди. Потому что юный возраст и специфика профессии предполагают возможность путешествовать по миру. Что может быть более захватывающим?
Только хочется пожелать Рае, чтобы ее будущие вояжи никогда больше не заканчивались так, как в злополучную пятницу 13 января.
Коренная павловчанка, в 2005-м она оставила позади одиннадцатый класс СШ № 2. Любимым предметом был английский. Решила поступать в Пятигорский государственный лингвистический университет. Родители, медработники, не возражали. Став студенткой, кроме языка Шекспира, изучала немецкий, французский и испанский. Никакие суперталантливые преподаватели и продвинутые методики не могли бы дать ей того, что принесла поездка в США после второго курса по специальной студенческой программе. В течение четырех месяцев снимала квартирку в Бруклине и ежедневно, пользуясь сабвеем, ездила работать на Манхеттен. Там на пересечении Шестой авеню и 28-й улицы есть «Макдональдс». В нем она была кассиром. Поскольку Нью-Йорк – город-космополит, где говорят на доброй сотне языков, лучшего места для ее «лингвистического погружения» придумать было бы невозможно.
 В 2010-м получила диплом. В университете висело объявление с предложением работать на морских круизных линиях. Подумала: почему бы и нет? Подписать контракт с «Ройял Карибиен» не вышло. Вторую попытку работать «на воде» с иностранными туристами предприняла только через полгода. На сей раз – без осечки.
Одно турагентство предложило ей средиземноморскую компанию «Коста» со штаб-квартирой в Генуе. То что надо! Но тут – небольшая заминка. Возникли неожиданные проблемы с шенгенской визой. Из-за них ступить на палубу «Коста Пачифики» не удалось. На счастье – или нет?! – подвернулся красавец-лайнер «Коста Конкордия». Размеры его и характеристики не могли не потрясти Раю: в длину – 290 м, в ширину – 35 м (водоизмещение – 114,5 тыс. тонн), 17 палуб, полторы тысячи кают, 3700 пассажиров, пять ресторанов, четыре бассейна, тринадцать баров, магазины, парикмахерские, солярий, бани, сауны, спортзал и многое другое. Для тех, кто путешествовал на финских паромах компании «Силья Лайн», небезынтересно следующее сравнение: водоизмещение самого большого – «Силья Европа» – 59 тыс. тонн, длина – 202 м, ширина – 32 м, пассажировместимость – 3013, количество палуб – 12. В общем – заметно уступает «Коста Конкордии». Хотя на балтийских паромах, в отличие от средиземноморских лайнеров, есть еще места для автомобилей. На «Европе» таких мест – 340.
Но вернемся к Раисе Портновой. Контракт она подписала в июне прошлого года, а в июле была уже на корабле в должности администратора. Обязанность – находиться «на рисепшэне» и отвечать на многочисленные вопросы туристов, связанные с распорядком дня на борту, нахождением той или иной палубы или помещения, заходом в порты, разрешением каких-то мелких повседневных проблем во время круизов и т.д.
Несложно представить, каким градом вопросов ее постоянно засыпали подданные многих стран мира, если учесть, что информационная стойка на «Конкордии» – одна-единственная.
– Круизы обычно длились семь дней, – рассказывает Рая. – 7 января вышли из Савоны – там, как всегда, село больше всего людей. 13-го были в Чивитавеккье. Держали обратный курс на Савону. До этого – порты Марселя, Барселоны, Пальма де Майорки, Палермо… Круиз заканчивался. Море было спокойным, и ничего не предвещало беды. В девять вечера по местному времени (в полночь – по московскому. – Е.Н.) вторая смена пассажиров села ужинать. Русские туристы приготовились отмечать Старый Новый год…
– Где в это время находилась ты?
– У информационной стойки.
– Как все началось?
– В 9.15 корабль наклонился – достаточно резко, со столиков посыпалась посуда, а в баре с полок – бутылки со спиртным.
– О чем подумала в тот момент?
– О том, что случилась какая-то очень неприятная вещь. После неожиданного крена на какое-то время все замерло. Пассажиры замолчали. Я как-то не сразу заметила, что мы остановились. Гости стали беспокойно роптать, спрашивая, что и как. Успокаивала их, как могла. Говорила, что ничего страшного не произошло, что сейчас все нормализуется. Около двадцати минут стояли неподвижно – с наклоном. Потом корабль стал возвращаться в нормальное положение. Туристы сражу же воспрянули духом. Но это длилось недолго. Через пару минут стали снова крениться – только в противоположную сторону. Причем очень медленно. Через четверть часа крен на правый борт достиг примерно такого же угла, как перед этим – на левый…
– Что произошло с освещением на палубах?
– Свет погас минут через десять. Но сразу же заработал аварийный генератор. Видно было все, но не так, как обычно. Помещения погрузились в полумрак. Весь экипаж ждал сигнала основной тревоги, он означал бы экстренную эвакуацию пассажиров. Неведение продолжалось какое-то время. Люди, понятное дело, заметно беспокоились, ведь «Коста Конкордия» продолжала крениться. Через час объявили, наконец, тревогу – семь коротких гудков и один длинный. Перед этим я, как могла, пыталась закрепить компьютер и некоторые другие вещи на стойке с помощью скотча…
– Где на лайнере находится рецепция?
– На третьей палубе снизу. После объявления аварийной эвакуации началась паника. Все побежали в разные стороны. Главным образом – наверх, так как самые нижние палубы были уже частично залиты водой. К тому времени некоторые успели надеть спасательные жилеты оранжевого цвета.
– Как еще проявилась паника?
– Пассажиры быстро и хаотично передвигались по палубам. Все были крайне возбуждены, не знали, куда бежать, что делать. Некоторые кричали, кто-то плакал…
– Что делала в эти критические минуты ты?
– Как и весь экипаж «Конкордии», помогала людям добираться до места посадки в спасательные шлюпки. Они находились на четвертой палубе левого борта.
– По телеканалам сообщалось о том, что экипаж действовал бестолково, а капитан с соответствующей его поступкам фамилией Скеттино, если иметь в виду ассоциации, связанные с русским языком, сбежал со старпомом с корабля самым первым…
– Капитан с его приметным носом не понравился мне с самого первого раза. Не знаю, почему…
– Он, по сообщениям СМИ, пытаясь щегольнуть перед белокурой красавицей из Молдавии, подвел корабль к острову на критическое расстояние. Из-за этого «Конкордия» и напоролась на риф…
– Возможно. Я неоднократно видела его с этой девушкой.
– Сколько спасательных шлюпок было на борту?
– 35 штатных и 34 запасных. Вместимость каждой – порядка 120 человек. Из-за существенного крена передвигаться было крайне неудобно, тем не менее до полуночи, то есть меньше чем за два часа после объявления тревоги, удалось эвакуировать на берег острова Джильо всех пассажиров. Дальше, начиная с ноля часов, и экипаж стал покидать все более заваливающееся на правый борт судно. Большинство спасенных разместили в школе и в церкви острова. Там пробыли до утра. Потом всех доставили в Тоскану…
– … область в центральной части Апеннинского полуострова?
– Да. Пострадавших в первый раз после ЧП в Терренском море напоили горячим чаем, выдали им теп­лые одеяла.
– Сильно испугалась, когда все произошло?
– Первые минуты – да. Было не по себе. Даже помолилась. Подумала: еще такая молодая, и на тебе! Потом, когда начали эвакуировать туристов, уже ни о чем не думала. Надо было выполнять свои обязанности по штатному расписанию – спасать людей. Истерика со мной случилась часа в три ночи, когда я была на берегу, и ничто моей жизни уже не угрожало. Там одна туристка из Санкт-Петербурга поведала о том, как якобы на ее глазах погиб муж. Рассказ этот меня доконал. Позже выяснилось, что человека спасли…
– Наверняка были учебные тренировки на случай экстренной ситуации.
– Их проводили через каждые две недели. Поэтому все знали, что надо делать.
– Говорят, на борту «Конкордии» находилась внучка пассажирки «Титаника». Сравнения напрашиваются сами собой. Хотя там была Северная Атлантика, то есть открытый океан…
– Трудно сравнивать, согласна. От места крушения «Конкордии» до берега о. Джильо – метров полста, не больше. Все хорошо видели землю.
– Тем не менее без погибших, раненых и без вести пропавших не обошлось…
– К сожалению. Сказалась, среди прочего, серьезная заминка с началом эвакуации.
– Как сообщила родителям, что у тебя все в порядке?
– Когда нас высадили из шлюпок, взяла у подруги мобильник и отправила домой сообщение. Мой собственный телефон и все личные вещи, включая документы и деньги, остались в каюте.
– Как добиралась домой?
– Из Рима отправили самолетом до Стамбула, оттуда – до Ростова-на-Дону. Дорогу оплатила круизная компания.
– Что намереваешься делать дальше?
– Пока буду находиться в Павловской с родителями. Сейчас для меня самое главное – восстановить российский и заграничный пас­порта.
– Выйдешь опять в море?
– Не знаю… Сегодня не могу ответить на этот вопрос. Может, да, а может, нет. В любом случае моя будущая работа, как и прежде, будет связана с иностранными языками.
– Если все же решишься на новые морские мили – семь футов тебе под килем! Так говорят на флоте. И пусть то, что случилось с тобой на «Конкордии», никогда больше не повторится!
Е. Николаев.
В экстремальной ситуации хрупкая павловчанка не растерялась, действовала мужественно и хладнокровно. С момента объявления тревоги и до конца помогала эвакуировать пассажиров с терпящего бедствие лайнера. Сама, в отличие от капитана, покинула борт в числе последних. У родителей Раи – все основания гордиться ею.

О том, как встречали Раису в Павловской –репортаж 9 канала