Известный историк Кубанского края Е. Д. Фелицын, составивший военно-историческую карту Северо-Западного Кавказа, где даны не только даты основания и наименования селений и военных постов, существовавших в период 1774 – 1864 гг., не показывает на ней станиц, основанных в начале XIX века. А историк Ф.А. Щербина сообщает, что основанные в период второго переселения малороссийских казаков (1821 – 1825 гг.) селения получили свое нынешнее название только к 1827 году. Именно тогда селение Сасыкское стало называться Павловским.

Существует несколько версий о происхождении названия: в честь императора Павла I, по вымышленной фамилии жившего здесь некоего командира полка «не то солдатского, не то козацкого» (в архивных документах, однако, такая фамилия в нашей местности ни разу не встречалась). И еще одна версия: переселенцы прибыли в день святых Петра и Павла (29 июня по старому стилю), но поскольку их было много, то они разделились на две группы – одна основала селение Павловское, другая – Петровское (ныне станица в Славянском районе). Самая правдоподобная – название многих селений происходило в честь российских императоров, наименований полков, местностей, поэтому, вполне вероятно, и названо было селение в честь императора Павла 1, правившего в 1796-1801 годах и имевшего прямое отношение к переселившемуся на Кубань Черноморскому войску.

Демографические процессы не везде происходили равномерно. В ряде первопоселённых куреней произошла значительная убыль населения, несмотря на пополнение их новыми переселенцами, поэтому войсковая канцелярия 31 августа 1824 года приняла решение соединить ряд селений в одно. Как известно, по «Порядку общей пользы» в 1794 году жребий поселиться «при речке Тихенькой, около старой дороги с левой стороны» выпал Крыловскому куреню. Там и поселились первоначально крыловские казаки. В связи с малочисленностью жителей селение Крыловское было переселено в Леушковское. Хотя известно, что в 1824 году в курене Крыловском было 144 двора, а в Леушковском – 115 дворов, но из-за близости вновь образованного селения Сасыкского решено было переселить Крыловской курень в Леушковский, а не наоборот. Объединение это происходило не сразу: «крыловцы» переселялись к «леушковцам» неохотно, в течение нескольких лет, некоторые переселились в селения Новотихеньское и Сасыкское, а отдельные казаки остались на старых местах возле реки Тихонькой, образовав там свои хутора. После объединения куреней земли Старолеушковского юрта стали соседствовать с Павловским юртом. А чтобы старое название куреня «Крыловский» не потерялось, вновь поселенное селение Новочелбасское на реке Челбасе было названо Крыловским.

Подобные соединения двух куреней в один из-за малочисленности в них жителей произошли и в других местах Черномории: Динской сселили в Пластуновский и назвали «Пластуновским», Сергиевский в Платнировский – «Платнировским», Дядьковский в Коренивский – «Коренивским», Батуринский в Березанский – «Березанским». Через несколько лет старые запорожские наименования куреней были даны новым поселениям: Великобейсугское стало называться Батуринским, Новокочатинское – Динским, Новокирпильское – Сергиевским, Малобейсугское – Дядьковским.

В документах войсковой канцелярии от 1827-го года июня 9 дня определено, что «вновь устроенные в войске селения, именно:… по внутренности войска при речках Конуре, Кочетах, Кирпилях, малом Бейсуге, великом Бейсуге, Челбасах, Тихенькой, Сасык, Албашах…, выстроили приличные полицейские дома, имеют сельских куренных атаманов и смот-рителей и производят наряды в службы и отбывки и разбирательство в обычных и других случаях, принадлежащих суждению обществ… Так как переселенные из малороссийских губерний переселенцы постоянное водворение уже получили, то во исполнение выше прописанных предположений сей канцелярии учинить следующия состоящие в войске сем (по смежности старые курени) и оставить названием… Леушковский и Криловский – Леушковским…,

а устроенные вновь по внутренности войска и по Кубани из переселенцев и старожилов селения назвать…

…при Челбасах – Криливским,

при Тихенькой – Новолеушковским,

при Черной протоке – Петровским,

при Сасык – Павловским…

Для заготовления наши названия по примеру старых куреней печатей выдать каждому куренному атаману из сей канцелярии свидетельства». Это решение зарегистрировано в журнале войсковой канцелярии 29 июня 1827 года (ГАКК, ф. 250, оп. 2, д. 536, л.л. 1-3 – дело о наименовании новых куреней).

Именно в то время в Черномории появились селения, в названиях которых имеются словообразовательные частицы «ново-» и «старо-». При избытке людей в старом селении имелась возможность переселить часть казаков на дополнительный надел или заселить новые поселения старожилыми людьми. Так произошло с названием «Новолеушковская». В селение Новотихеньское в 1821 году были переселены первоначально старожилы из Леушковского куреня, по инициативе которых селение Новотихеньское (Новотихенское) в 1827 году было названо Новолеушковским, а Леушковское селение – Старолеушковским.

Непонятно только, почему сегодня некоторые станицы празднуют своё основание с 1794 года, когда их самих тогда еще и в помине не было? При въезде в эти населенные пункты знаки утверждают, что основаны станицы в 1794 году, хотя «по возрасту» они ничуть не старше Павловской, Новолеушковской, Новоминской и ряда других станиц. С таким же успехом, например, Сасыкское селение могло бы быть названо Крыловским, и тогда бы мы потеряли ныне любимое для всех нас название станицы – Павловская.

Из описаний станиц, составленных в 1861 году (там же, ф. 252, оп. 2, д. 162, л.л. 165, 167).

«Станица Новолеушковская. Число дворов – 350, число жителей: казачьего сословия муж. – 1260, жен. – 1143, всего – 2403; иногородних: муж. – 2, жен. – 1, всего – 3; всего жителей – 2406, в т. ч. хуторов – 9, муж. – 12, жен. – 18.

Новолеушковская станица построена в 1821 году по плану и фасаду, выданному от войскового начальства, домов фасадных нет; военных изменений в образе устройства или переселения на новое место не происходило; хуторов в ведомстве оной состоит 9-ть, которые возведены разновременно после поселения станицы».

«Станица Павловская. Число дворов – 332, число каз. сословия: муж. – 1066, жен. – 1070, всего – 2136, других сословий: муж. – 2, жен. – 1, всего – 3, всего жителей – 2139; хуторов – 13, 39 муж. и 37 жен.

Эта станица построена в 1822 году по плану и фасаду, данному от войскового начальства в виде посредственном, собственными средствами казаков, между домами фасадных нет; хуторов в окрестности этой станицы числится 13-ть, которые построены разновременно не по планам, но по усмотрению и возможности хозяев, перестроенных и вновь устроенных по судебным приговорам; пожарами и наводнениями в течение года не было».

В 1880 году в станице Павловской насчитывалось 450 дворов, жителей (с иногородними) – 2696 человек, а в 1912 году – 1168 дворов и 10 941 житель.

Е. Дикий,

краевед.

(Продолжение следует)