Автомагистраль М-4 «Дон» (Москва – Новороссийск) пролегает по нашему району с севера на юг, протяженность – 56 км. Сейчас идет реконструкция от села Краснопартизанского до Ирклиевки. Ведет ее дорожно-строительная компания «Автобан». В нее входят филиалы московский, воронежский, нижегородский, «автотранспортный» и «Строймост». Участок расположился в станице Старолеушковской, начальник участка по дорожному ремонту Данил Владимирович Лопкин, главный инженер Михаил Александрович Пенин. В распоряжении имеется весь набор техники. Работы ведутся круглые сутки – при непрекращающейся эксплуатации дороги. Разбирают одну сторону, снимают асфальт, спецтехника измельчает и отправляют все это на асфальтный завод. Асфальт делают на собственном заводе – так получается дешевле, чем покупать данный материал у павловчан.

 Рабочие трудятся вахтовым методом, живут в вагончиках и на квартирах. Дорога будет иметь 4-полосное движение с разделением по центру – на встречную полосу не выехать. Магистрали присвоят первую категорию со всеми требованиями международного права. Все, что есть передового в дорожном строительстве, будет применено здесь. Сделанное принимает краевой автодор, который будет ее содержать и эксплуатировать. При беседе с Данилом Владимировичем я обратил внимание: все время к нему подходили итээровцы, и он решал с ними все возникшие вопросы и проблемы.

Мост через реку Челбас ведет Мостострой № 11 (Тюменский филиал). Начальник участка – Евгений Алексеевич Тетин, прораб – Ноиль Ришотович Фаизрахмонов. Разбирают правую половину моста и строят новый с укрепительными работами, а по левой идет движение автотранспорта. Начинают строить путепроводы для движения сельхозтехники в бригады предприятия «им. Гармаша И.И.», в станицу Старолеушковскую.

При выполнении работ по реконструкции автодороги переносят электролинии, линии связи и водопровода, убирают мешающие деревья.

Реконструированная автомагистраль должна быть сдана в эксплуатацию в IV квартале 2013 г.

Начиналось строительство трассы 60 лет назад с участием стройбата. Располагался он недалеко от станции Сосыка, где СТО ВАЗ и АБЗ ДРСУ.

Здесь были казармы, штаб стройки, автогараж. Военные использовали технику с войны. Перед этим она применялась при восстановлении городов, разрушенных во время Великой Отечественной войны. Техника была слабенькая – газоны 1,5-тонные и ЗИСы 3-тонные. Были ЗИСы 585-е, новые самосвалы – 25 штук. Спецтехника прицепная – катки, грейдер, бульдозер, скреперы.

Асфальтный завод – примитивный, дозировку и разогрев производили опытные мастера. Укладка асфальта велась наполовину вручную. Был асфальтоукладчик – маленький, 3 метра ширины. Разогревали щебень, песок и битум мазутом. Операторы-солдаты были черными от копоти, как шахтеры. Много ручного труда, применялись лопаты, кирки, косилки, тачки. Рассказывал это бывший солдат того стройбата – живет сейчас в Павловской. Звать – Василий Андреевич Бонь.

Асфальтный завод работал в теп­лое время, с марта по декабрь. Круглые сутки. Участок дороги, где работали, – от реки Еи до Новолеушковской. Автодорогу назвали Ростов–Баку. Асфальт положили за один год. В 1953-м начали укладку асфальта от развилки до Ирклиевки, дальше было бетонное покрытие. Делали участок тоже военные.

Начальником асфальтного завода был капитан Иван Михайлович Суровцев, главным механиком – капитан Михаил Васильевич Казанков.

Проверка качества была очень строгой. Приезжали полковники и генералы из Москвы. Многие солдаты, старшины остались здесь в Павловской, так как батальон передали гражданским.

И.М. Суровцев и М.В. Казанков, работали в ДРСУ все время и ушли на пенсии, их дети и внуки живут в Павловской. Мостовики были из Ростова. Строили мосты через Сосыку, Тихонькую, Челбас и через железную дорогу.

Многих уже нет в живых, кто знал первых дорожников, вспомните их добрым словом.

Н. Мартынов,

ветеран труда.

Ст. Павловская.