М.В. Чеховской

М.В. Чеховской

В Павловской есть предприятия, существующие уже немало лет, о которых наша газета ни разу не рассказывала читателям. Одно из таких – АЗС «Дон-Кавказ». Аббревиатура не имеет никакого отношения к нынешнему профилю деятельности – она, скорее, дань тому времени, когда фирмочка из двух-трех человек делала только первые шаги в предпринимательстве. Сегодня коллектив АЗС «Дон-Кавказ» насчитывает тридцать сотрудников, и не исключена вероятность того, что количество рабочих мест в скором времени увеличится.

Обо всем этом я беседовал с гендиректором М.В. Чеховским. Родился в Краснодаре, в Павловской – с 1981 года, выпускник СШ № 2. Своим становлением обязан отцу, которого уже нет среди нас.

Сначала Михаил закончил техникум сахарной промышленности, а потом, уже осваивая практические стороны малого бизнеса, заочно учился в Кубанском аграрном университете. Закончил его в 2001-м. Специализация – бухучет и аудит.

– Тогда, в самом начале 2000-х, и стали заниматься ГСМ, – вспоминает Михаил. – Закупали горючее по оптовым ценам и снабжали им хозяйства нашего, Кущевского, Крыловского и Тихорецкого районов. Через пару лет взяли в аренду небольшую автозаправку из двух колонок – они находились на территории пожарной части в Павловской. Появилась таким образом возможность розничной торговли…

Самые первые его самостоятельные шаги в бизнесе – аренда магазина у предприятия, которым руководил отец. Стал продавать автолюбителям масла и автозапчасти.

Одновременно Чеховские приступили к строительству АЗС на улице Проезжей в райцентре. Очень трудно было получить разрешение – рядом дорожный поворот под железнодорожным мостом в поселок сахзавода. Крайне аварийное, да еще и заболоченное место. А в придачу – явный дефицит площади. В немалой степени реализации проекта сопротивлялась краевая ГАИ. Да и не только она. И все же бюрократические и ведомственные препоны удалось преодолеть. Потому что на вооружение при строительстве автозаправки были взяты некоторые прогрессивные технологии. Наверняка многие павловчане уже успели забыть, насколько вязкой и топкой была почва на территории, где теперь стоит АЗС «ТНК». Осушали площадку с помощью дренажного канала, параллельно перед укладкой фундамента в грунт вби­вались сваи. В этом смысле заправочная станция в центре Павловской и впрямь уникальна. Ведь средства были вложены не только в нее саму, но и в обустройство прилегающей проезжей части. Чтобы снять все вопросы по линии Госавтоинспекции, с одной стороны дороги проложили тротуар для пешеходов, а с другой – сделали дополнительную полосу для автомобильного транспорта. Сегодня при выезде из-под моста, если надо повернуть направо по Проезжей, машины, не останавливаясь на уклоне, продолжают движение, огибая АЗС. Таковы итоги реконструкции опасного дорожного перекрестка, выполненной при возведении объекта по реализации ГСМ.

Но и это не все. Предприятие Чеховских приняло долевое участие в прокладке двух труб главного канализационного коллектора. Трубы эти проходят через территорию заправки и соседнюю железнодорожную насыпь. Усилия и вложенные средства принесли в конечном итоге те результаты, на которые отец с сыном и рассчитывали.

Пишу об этом столь подробно, чтобы читатель понял: у руководителя АЗС «Дон-Кавказ» есть веские основания не менять название. Ведь с ним связана история отдельно взятого предприятия.

– Строили еще подобные станции?

– Нет. АЗС на Проезжей – первая и последняя. Более того, введя заправку в эксплуатацию в 2004-м году, через достаточно короткое время были вынуждены ее продать компании ТНК. Дело в том, что конкурировать с крупными монополистами на рынке горюче-смазочных материалов маленькому предприятию было сложно. Хотя вначале намерения возвести еще пару подобных АЗС были – нам даже выделили участки под строительство в Кущевской и Ленинградской. Но, повторюсь, монополизация отрасли заставила отказаться от намеченных планов.

– Как дальше развивалось предприятие?

– Поскольку в те годы мы снабжали оптовых сельхозпроизводителей горючим, но при этом возникали проблемы с оплатой, то приходилось использовать бартерные расчеты. С нами рассчитывались, например, сахарной свеклой. Потом мы сдавали корни на завод, а взамен получали сахар и патоку. Тогда-то и пришла мысль отправлять густую сладкую массу на последующую переработку. Однако предварительно предстояло решить вопрос самостоятельного хранения патоки, так как у завода резервуарный парк очень маленький. В 2005 году приобрели у райпо территорию бывшего магазина-склада, там и стали строить емкости.

– Насколько продвинулись в этом отношении?

Хранилища нам делала специализированная фирма из Краснодара, а фундаменты под них строило ОАО «Стройсервис» под руководством А.И. Мозгового.

Возводили хранилища постепенно, на протяжении ряда лет. К настоящему времени их у нас четыре. Общая емкость – 27 тыс. куб. метров.

– Куда направляете патоку и что из нее делают?

– Изучив рынок, поняли: вариантов главным образом два – перевозить сладкое сырье на переработку на оте­чественные предприятия и отправлять на экспорт. По этому пути и пошли. Одна половина патоки, которую закупаем у сельхозпредприятий, идет на внутреннюю продажу, другая – за рубеж. Во втором случае используем Ейский порт.

Конечные продукты, получаемые из патоки, – многие полезные вещи, включая пищевой спирт и дрожжи.

– Занимаясь предпринимательством, наверняка сталкиваетесь с немалыми проблемами, какие из них наиболее ощутимы?

– Пожалуй, самая острая связана с кредитованием. У банков довольно высокие процентные ставки. То есть возвращать такие заёмы очень непросто. Одновременно каждый раз приходится сталкиваться с волокитой при оформлении документов. Бумаг надо уйму, как и согласований. На всё это уходит много времени. С подобными издержками сталкивается все предпринимательское сообщество. Как упростить данный процесс и как снизить ставки, никто не знает.

Еще одна трудность имеет отношение к транспортировке патоки. Дело в том, что плотность сырья очень высока, то есть оно весьма тяжелое. Гаишники нас постоянно контролируют, а поскольку давление цистерны с содержимым на асфальтовое покрытие, как правило, превышает нормативы, все заканчивается штрафными санкциями.

Не могу не сказать и об оформлении бумаг для самых разных целей. Касается это не только предприятий, но и частных лиц. Процесс, как многие убедились, долгий и неэффективный. Взять, к примеру, кадастровый паспорт на имущество. Чтобы его получить, требуется около месяца. Без такого паспорта не возьмешь тот же банковский кредит.

– Ваше предприятие, насколько можно понять, успешно развивается. Есть какие-нибудь планы на ближайшее будущее?

– Задумки определенные имеются, но удастся ли их реализовать и как скоро, сказать пока не берусь. Хотелось бы, в частности, наладить переработку сахарной патоки на месте, то есть в Павловской. Но это задачка со многими неизвестными. Время покажет…

Вместо послесловия.

Страдая от бюрократической волокиты, М. Чеховской внес определенный вклад в преодоление подобного рода преград на нашем местном уровне.

Достаточно вспомнить о бывшем административном здании райпо на пересечении Горького и Ленина в Павловской. Там сегодня в едином месте сосредоточены и БТИ, и юстиция, и страховщики, и юридические услуги. Для жителей района – немалая экономия времени и сил. Но, чтобы все это появилось, АЗС «Дон Кавказ» провел полную реконструкцию помещений. Первоначально они сдавались в аренду, теперь здание продано.

А. Кузнецов.