Смелый рейд павловских казаков

Фото с сайта http://infoclub2006.narod.ru/archiv/Fotowar/Foto10.htm

Давний внештатный корреспондент газеты «Единство» В.Ф. Гуркалов, житель станицы Незамаевской, передал в дар Павловскому историко-краеведческому музею сборник «От Кубани до Праги». Он вышел в 1972 году, состоит из воспоминаний ветеранов 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса.

Обращает на себя внимание очерк «Смелый рейд». Его автором был Г.П. Романюк, полковник, Герой Советского Союза, бывший командир эскадрона 34-го гвардейского кавполка. Григорий Павлович рассказал о Таганрогском рейде с участием павловчан. Приводим его воспоминания в кратком изложении.

18 августа 1943 года войска левого крыла Южного фронта мощным ударом взломали «неприступную» немецкую полосу обороны на реке Миус западнее поселка Куйбышево и 24 августа освободили Донецко-Амвросиевку. В это время части 4-го кавкорпуса спешили к месту прорыва. 34-й полк двигался только ночью, а днем эскадроны стояли в оврагах, лесопосадках, кукурузных полях, маскируясь от врага.

На рассвете 26 августа бойцы вышли к Амвросиевке и на следующий день устремились на юг  – так начался героический Таганрогский рейд. В головном отряде шел 2-й Павловский эскадрон.

О его составе Г.П. Романюк рассказал в книге с гордостью и глубоким уважением: «Наш эскадрон вел свою «родословную» от добровольческой казачьей сотни, сформированной в 1941 году из казаков Павловского района.

Вот на резвом буланом коне едет Василий Васильевич Романенко. Искусный разведчик, он «ломал» третью войну: Первую мировую, Гражданскую и вот теперь Великую Отечественную. Это он, уйдя в разведку под Иргаклы, сумел проникнуть в населенный пункт, занятый гитлеровцами, пробыл там более суток и, вернувшись, доставил очень ценные сведения о противнике».

Под стать старому казаку был и командир разведчиков старший сержант Кумченко, всегда готовый к выполнению любого задания. А рядом на гнедом поджаром скакуне  – бывалый казак Михаил Родионович Степанченко. С восхищением вспоминал его командир после боя под Урожайным. Тогда кавалерист, врезавшись в толпу обезумевших немцев, полосовал их шашкой.

Еще один павловчанин (в книге  – павловец – Ред.)  – казак Ильченко, человек громадной выдержки и большого мужества. Когда в жарком бою под хутором Сунженским в порядки эскадрона ворвался гитлеровский танк, Ильченко спокойно подпустил его на 30-40 метров и метко выстрелил из противотанкового ружья  – машина была подбита, её охватил огонь.

Ездовой пулеметного расчета казак Свешников  – тоже павловчанин. Он при освобождении Ачикулака, увидев, что ранен наводчик, бросил вожжи 2-му номеру и точными очередями из пулемета разил гитлеровцев.

Не уступали этой старой гвардии и молодые казаки. Вот наводчик станкового пулемета Никита Ковалев. Всегда жизнерадостный, он вечно что-то напевал, чаще всего  – «Тачанку». Сын кубанского казака Игната Ковалева, знатного пулеметчика легендарного Ивана Кочубея, Никита не только унаследовал отцовские удаль и меткость, но и приумножил их.

«А сколько павловцев,  – написал Г.П. Романюк,  – пали смертью героев, возвеличив боевую славу эскадрона, полка, дивизии, корпуса. Их ратные дела никогда не будут забыты. …Участие же Кубанского корпуса в Таганрогской операции  – одна из славных страниц его боевой истории».

Подготовила

Л. Днепрова.