На кресте или бревне?Получил по почте журнал религиозной организации. Читаю: «Иисус умер не на кресте. Он умер на бревне или столбе. Греческое слово, которое во многих библейских переводах переводится как «крест», означает просто бревно. У ранних христиан не было в поклонении креста». Правы ли они?

В. Бардик, ветеран (звонок по телефону).

Аргументация Свидетелей Иеговы построена на двух положениях: они не говорят о форме того орудия, на котором был распят Христос; а слово ставрос в классическом греческом языке означало просто «вертикальный столб, кол», «свая для фундамента». Далее делается утверждение, что «те, кто писал христианские греческие писания, пользовались общепринятым греческим языком и употребляли слово ставрос в том же значении, какое оно имело и в классическом греческом».

Это логическое нарушение: подмена термина. Делается утверждение о классическом греческом языке, а затем рассматривается язык апостольского века. Классическим греческий язык был до IV в. до Рождества Христова. После завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма, для культуры которой характерен синтез греческой и местных восточных культур (IV-II вв. до Р.Х.).

Во II в. до Р.Х. римляне переняли у карфагенян жестокую казнь – распятие. Орудие пытки получило название crux, crucis. Казнь эта считалась позорной и применялась только к рабам и к не имевшим римского гражданства. Какой же вид имело страшное орудие? Есть достаточно исторических и археологических данных. Crux имел несколько форм. Крест в форме буквы «Х» (crux decussata). Он получил название андреевского креста, так как по преданию на таком кресте принял смерть апостол Андрей Первозванный. Иногда римляне применяли crux simplex (крест простой, несоставной) – столб без перекладины. Применялся crux comissa или patibulata (крест в форме буквы «Т»). Он был трехконечным, состоял из двух брусьев, один из которых накладывался на другой под прямым углом. Crux immissa или capitata – крест четырехконечный. Короткий горизонтальный брус под прямым углом соединялся с длинным вертикальным. Эта форма креста подразделяется на греческую, в которой поперечная балка равна продольной и крест получает вид креста +, и на латинскую, у которой продольная балка длиннее поперечной. Так что крест имеет форму †…

Крест, на котором умер Спаситель, по господствующему в Церкви преданию, был четырехконечный – crux immissa или capitata. Основанием для этого может послужить фрагмент Евангелия: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский» (Лк. 23:38). Дощечка с надписью была над пригвожденным Спасителем. Это исполнимо тогда, когда над горизонтальной перекладиной выступает конец вертикальной балки.

Представители Свидетелей, говоря о столбе и умалчивая о иных видах орудия распятия, пытаются вызвать впечатление, что это была единственная форма. Однако на одной из стен дома в разрушенных Помпеях при раскопках найдено изображение шестиконечного креста (без верхней поперечной дощечки с надписью). Извержение вулкана Везувия произошло в 79 г. по Р.Х. Следовательно, начертание относится к I веку.

Ценное открытие было сделано в 1968 году в пригороде Иерусалима. Найдено захоронение середины I века по Р.Х. «В могиле человека с арамейским именем Иоханан найдены кости с характерными следами. Пяточная кость пробита гвоздем со следами древесины. Это свидетельствует о том, что этого молодого человека распяли на кресте. Перебиты голени, чтобы ускорить смерть. В конце предплечья в области запястья, на боковой поверхности кости обнаружена глубокая истертая ямка. …Ноги пробивали двумя разными гвоздями» (В. Синельников. «Туринская плащаница на заре новой эры»).

Итак, словом crux в апостольский век и последующие времена называлось орудие распятия всех видов. Люди, говорившие на греческом языке в это время, переводили латинское crux словом ставрос, имея в виду любую форму этого бесчеловечного орудия, а не только crux simplex (столб). Утверждение, что апостолы употребляли слово ставрос в том же значении, какое оно имело и в классическом греческом, ложно.

Катехизаторский отдел Свято-Успенского храма.