Р.В. ГЕРАСИМЕНКО

Р.В. ГЕРАСИМЕНКО

Недавно я встретился с Р.В. Герасименко и попросил его рассказать об итогах работы в прошлом году.

– За истекший период через наш филиал прошло 399 человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, – говорит собеседник. – Из них 60 – осуждены условно, 101 – к ограничению свободы, 130 – к исправительным работам, 80 – к обязательным, 18 – лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 15 женщин получили лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора до достижения их детьми 14 лет.

Насколько,по-вашему,эффективны наказания,прикоторых люди остаются на свободе?

– Тут многое зависит от самих осужденных, которым предоставляется возможность исправления без изоляции от общества. К сожалению, далеко не все используют такого рода шанс. Некоторые осужденные упорно не желают менять привычный им противоправный образ жизни. Так, в прошлом году мы направили в суд более 70 представлений об отмене условных осуждений, замене исправительных и общественных работ на реальное лишение свободы за уклонение от контроля инспекции либо нарушение порядка отбывания наказаний. Большая часть представлений удовлетворена, осужденных отправили в колонии.

– Наверняка ваша инспекция взаимодействует со всеми заинтересованными сторонами…

– Без такого условия решать конкретные задачи было бы очень сложно. Мы постоянно сотрудничаем с райотделом полиции, госнаркоконтролем, казачеством, администрацией сельских поселений и т.д. Обмениваемся информацией, проводим совместные проверки осужденных по месту жительства, в общественных местах, на работе. Налажено взаимодействие с ответственными сотрудниками предприятий, организаций и учреждений, где осужденные отбывают наказание. Замечу: на руководителей предприятий Уголовно-исполнительным кодексом РФ возложена обязанность контролировать поведение тех, кто, освободившись, исправляется на свободе, содействовать нашей инспекции в проведении воспитательной работы.

– Кто в районе отвечает за тех, кто вернулся домой из мест лишения свободы?

Этопрерогатива райотдела полиции. Сотрудники его контролируют, как ведут себя возвратившиеся из колоний, в том числе – освобожденные условно-досрочно, насколько неукоснительно они выполняют ограничения, установленные законом. Такая работа служит главной цели – профилактике новых преступлений и правонарушений.

– Чтобы контролировать тех же условно осужденных, надо знать о них самих как можно больше. Как получаете такого рода информацию?

– Она имеется в соответствующих уголовных делах. Но этого, конечно, мало. Стремимся чаще бывать в семьях, обращаем внимание на жилищно-бытовые условия, на связи с окружающими, материальную обеспеченность. Беседуем с осужденными условно о планах на будущее, интересуемся мнением соседей, знакомых и т.д. Основной наш инструмент влияния и профилактики – предупредительные и воспитательные беседы: девяносто процентов преступивших закон трудоустроены. Когда занят полезным делом, легче не совершить какую-нибудь очередную глупость.

– Большинство людей наверняка нуждается в каком-то конкретном содействии.

– Конечно. Помощь тем, кто отбывает условное наказание, – основа нашей работы. Вот – пример.

Осужденному к исправительным работам Г.Ю. Дуленко из Новолеушковской суд в качестве наказания за кражу назначил исправительные работы. Парень– воспитанникКропоткинского детского дома. При постановке на учет у него отсутствовали паспорт, ИНН и медполис. Перебивался случайными заработками, на «подъемные» средства, без правоустанавливающих документов. В отсутствии их приступить к отбыванию наказания было затруднительно. Однако при содействии судьи, вынесшего приговор, и нашей инспекции удалось в кратчайшие сроки обеспечить станичника всеми необходимыми документами. Органы соцзащиты оказали материальную помощь. В настоящее время молодой человек добросовестно отбывает назначенное наказание, по месту работы характеризуется положительно. Причины, способствовавшие совершению преступления, устранены, ожидать каких-то повторных деяний с его стороны не приходится.

– Что делаете, если убеждения и желание помочь человеку не приносят никакого эффекта?

– Тогда в нашем арсенале– метод принуждения, меры административнойответственности, обязательное лечение от алкоголизма или наркомании, наконец, замена условного наказания на фактическое.

Кое-кто, пытаясь уйти из-под контроля, покидает место жительства. Объявляем их в розыск. В прошлом году таких оказалось шестеро. Пятерых удалось разыскать, материалы на них направлены в суд для принятия соответствующих мер.

– Есть среди ваших подопечных такие, кто злостно уклоняется от уплаты алиментов?

– Предостаточно. Только в прошлом году осужденных по ст. 157 УК РФ было 43 человека. Их общая задолженность нетрудоспособным членам семей вылилась в весьма круглую сумму – 4,5 миллиона рублей. Один из таких – павловчанин С.Б. Лопатко. В 2012-м за уклонение от уплаты средств был осужден дважды. Трое не смогли отбыть наказание условно, поэтому суд заменил им обязательные и исправительные работы на лишение свободы в колониях-поселениях.

А. Макаров.