Анатолий Горгуль в образе князя. Кадр из фильма "Житие Александра Невского"

Анатолий Горгуль в образе князя. Кадр из фильма "Житие Александра Невского"

На днях отметил 75-летний юбилей народный артист России Анатолий Горгуль, первая скрипка Краснодарского драматического театра. Кого только он не переиграл за почти 60 лет сценического служения, в каких только жанрах, и в каждом был ярок! Эта небольшая заметка не станет рассказом о театральной карьере кубанца, а будет посвящена части его биографии – опаленному трагедией войны детству.

Жил Толя в кубанской станице Новолеушковской, где отец служил железнодорожником. Обычная семья, он – младший. Летом 42-го фашисты начали бомбить Тихорецкую – крупный железнодорожный узел. В тот день случились взрывы и в его станице.

Губернатор поздравил юбиляра лично

Информационная программа «Факты», выходящая на 9-м телеканале, посвятила Анатолию Сергеевичу Горгулю небольшой телесюжет. А газета «Вольная Кубань» опубликовала интервью известного и за пределами края актера.

Анатолий Сергеевич готовится отметить 50-летие своего служения Мельпомене. Полвека А.С. Горгуль играет на сцене, вначале – в городах Кузнецке и Оренбурге, а ряд лет – в Краснодаре. Анатолий Сергеевич снимался и в кино, исполнив роли Василия Блаженного, Александра Невского. Но театр считает своей судьбою.

С 75-летием А.С. Горгуля лично поздравил губернатор края А.Н. Ткачёв, пожелав юбиляру творческого долголетия и новых успешных ролей. Анатолий Сергеевич в свою очередь рассказал о репетициях, участии в постановке спектакля «Фишки», на премьеру которого актер пригласил и губернатора.

Л. Ермак.

Они с матерью бежали к дому, и уже на ступеньках одна из бомб их настигла… Четырехлетний малыш еле-еле выполз из-под тела мамы, но встать не смог: ноги были раздроб­лены. Там, на родном пороге, мама прикрыла его собой, и осколок разворотил ее тело, как разворотил и их дом.

Наспех соседка перевязала ножки фартуком. А в это время фашисты входили в станицу… Выжил бы он, не остался бы инвалидом, если бы рыжий немец-врач не перебинтовал профессионально и не дал бы той самой соседке марганца?!

Толя выжил, и ноги срослись правильно, только в сердце навечно осталась страшная картина: мама, лежащая на подводе в красном крепдешиновом платье в горошек, – ее везли хоронить.

Отец нашел его в детдоме, когда в 44-м из госпиталя вернулся по ранению в родную станицу. Потом были мытарства другого порядка: отец пытался создать семью, найти сыну мать, а попадались мачехи. Рос он тихим, робким, не держащим обиды ни на кого, наверное потому, что слишком много ее было, обиды-то, не вмещалась она в детском сердечке. А обиды сиротства выплескивались в слезах и вытеснялись чувствами добрыми, тягой к красоте и… мечтами. А мечтал Толя стать капитаном дальнего плавания. Серьезно об этом думая, занимался спортом, стал разрядником по гимнастике и стрельбе.

В общем, как-то все складывалось, и отец наконец-таки нашел добрую кубанскую женщину, способную по-матерински полюбить пасынка. А он всю жизнь потом почитал ее матерью…

(По материалам очерка Ирины Беловой «Жизнь и сценические образы Анатолия Горгуля», газета «Вольная Кубань», 2008 г.).