Интернет в учебном процессе – враг или помощник?Научно-технический прогресс гигантскими темпами двигает вперед все отрасли промышленности, экономики, медицины, образования, культуры, меняет даже межличностные отношения. Всемирная паутина опутала земной шар, и сегодня наша жизнь без Интернета оказалась бы намного бедней. Одни называют его всемирной помойкой, другие – кладезем мудрости. И истина, скорее всего, где-то посередине.

Липовые ученые

Проникновение Интернета в некоторые сферы человеческого бытия в последнее время все больше волнует педагогов, научных работников. И свидетельством тому служат недавно потрясшие общественность скандалы по поводу защиты ряда докторских и кандидатских диссертаций. Как оказалось, тексты этих работ сплошь состоят из ранее опубликованных и защищенных диссертаций. Поэтому никак не могут быть признаны научными трудами, дающими право на звания и должности.

Как обещает Министерство образования и науки Российской Федерации, проверки диссертантов, а точнее их работ, продолжатся и далее. Причём давность защиты научного труда роли не играет. Примечательно, что для проверки диссертаций разработаны специальные компьютерные программы, которые беспристрастно выявят плагиат.

Останутся без дипломов

Если Министерство всерьез возьмется за липовых учёных и продолжит проверку не только их трудов, но и дипломных работ, то, думаю, нас ожидают не меньшие сенсации.

Последние лет двадцать студенты при подготовке курсовых и дипломных работ без зазрения совести эксплуатируют возможности Интернета. Об этом знают все: и студенты, и преподаватели, и члены государственных экзаменационных комиссий вузов, университетов. Если подобной проверке подвергнутся дипломные проекты, то, не исключено, что немалому числу руководителей предприятий, главных специалистов производств, служащих и другим придется вновь защищать дипломы или расставаться с мягкими креслами.

Разумная достаточность

Поговорим о том, какую роль Интернет играет в учебном процессе общеобразовательных школ. Компьютерная грамотность наших детей и внуков может, вероятно, приносить не только добрые плоды, но и проблемы. И кому, как не учителям, знать их лучше всего.

Редакция попросила некоторых педагогов павловских школ ответить на вопрос, вынесенный в заголовок материала. Вот их суждения.

С.С. Приходько, директор СШ № 12, победитель краевого конкурса «Директор школы Кубани-2011».

С.С. Приходько, директор СШ № 12, победитель краевого конкурса «Директор школы Кубани-2011».– Школы давно уже имеют и собственные сайты, и электронную почту. Это очень удобно, так как быстро и оперативно решаются проблемы с информированием всех заинтересованных сторон.

Практически в каждой семье сейчас есть компьютер, подключенный к Интернету. Родители могут получать свежую информацию о мероприятиях, проходивших в школе, узнавать успеваемость своих детей через электронный дневник и многое другое. В настоящее время большинство школ располагает значительным числом компьютеров в предметных кабинетах, в том числе с доступом в сеть. В школьных библиотеках даже есть WI-FI – беспроводной доступ в Интернет для всех учащихся. Для детей, которые не могут обучаться в массовой школе по медицинским показаниям, организуется специальное дистанционное обучение, когда через Интернет связываются в режиме онлайн учитель и ученик.

Конечно же, есть сайты, содержащие информацию, не предназначенную для детского возраста и даже способную травмировать психику ребенка, поэтому на школьных серверах стоят специальные программы-цензоры, запрещающие доступ к нежелательной информации. Зато любой сайт, предназначенный для обучения и получения знаний по предметам, может быть открыт в любое время.

Вхождение ребенка в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей. И в первую очередь у ребенка должны быть сформированы навыки живого человеческого общения. За экраном не видно собеседника, и в виртуальном пространстве можно представиться кем угодно – фантазии на этот счет безграничны. Возникает как бы параллельная реальность. И если что-то в «реальной реальности» не устраивает, силен соблазн ускользнуть туда, где окружающий мир будет строиться по собственному желанию.

К тому же существуют серьезные опасности, с которыми дети встречаются непосредственно в сети. Родителям следует интересоваться сайтами, которые посещают дети, и быть внимательным к любым изменениям поведения ребенка, особенно если он выбирает сетевые игры с насилием. Эти дети ведут себя более агрессивно. Родителям важно знать, в какие игры играет ребенок, и быть готовым предложить конструктивную альтернативу. У некоторых детей и подростков даже формируется интернет-зависимость, чрезвычайно вредная для их развития, но об этом и лучше расскажут психологи.

В школе детей учат использовать Интернет для обучения, а не для развлечений, как это зачастую бывает дома. Таким детям школьный Интернет кажется скучным. Часто дети дома, готовя доклад по какому-либо предмету, не ищут информацию по теме, прочитывая ее и отбирая нужное, а просто скачивают его в готовом виде из сети и сдают учителю на проверку, даже не читая. Пользы от такого обучения никакой. К тому же не каждый сайт предоставляет качественную информацию, порой она носит весьма сомнительный характер, поэтому и родители и дети должны это понимать, не принимая на веру первое попавшееся…

Однозначного ответа о пользе или вреде Интернета, на мой взгляд, быть не может. Нужно научиться критическому мышлению и подходу к его использованию, применяя принцип разумной достаточности. Тогда и виртуальный мир не заменит живое общение, а информация, взятая из сети, будет только во благо.

Это – наша реальность

А вот что думают по этому поводу педагоги из СШ № 2, победители приоритетного национального проекта «Образование».

Т.Б. Жогло, учитель истории и обществознания:

Т.Б. Жогло, учитель истории и обществознания:– Есть плюсы и минусы Интернета. Так, учащиеся могут быстро найти необходимую информацию по предмету. Уроки с использованием информационных компьютерных технологий более насыщены иллюстративным материалом, они позволяют разнообразить формы и методы преподавания и контроля знаний. Активизируется самостоятельная работа учащихся. Все это благоприятно влияет на учебный процесс.

Вместе с тем некоторые учащиеся попадают в зависимость от Интернета, рассчитывая воспользоваться информацией на уроке (даже в период контрольных работ), при этом снижается качество подготовки по предмету.

Овладев умениями найти информацию в Интернете, ребенок не стремится получить и расширить необходимую базу знаний по предмету. Интернет вытесняет печатные источники информации (учащиеся практически не читают газеты, книги). Они не защищены от бесполезной, а подчас даже вредной информации.

Н.П. Савранская, учитель информатики и математики:

Т.Б. Жогло, учитель истории и обществознания:– Интернет для меня однозначно – польза. Я провожу здесь ровно столько времени, сколько мне нужно. Вообще ко многим вещам в этой жизни можно подходить с точки зрения помощи, то есть записывать их себе в помощники, а не во враги. Так и в образовании. Можно искать, и найдутся минусы в использовании сети. А можно найти множество плюсов. Как учителя, так и ученики черпают огромный объем информации в Интернете, общаются. Мы проводим дистанционные уроки, совещания, обмениваемся опытом. В современном обществе практически невозможно отказаться от благ цивилизации.

Л.В. Забалотная, призер краевого конкурса «Лучший классный руководитель»:

Л.В. Забалотная, призер краевого конкурса «Лучший классный руководитель»:– Интернет является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта, расширяет учебную информацию, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащихся. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала.

Введение дистанционного обучения в школах позволяет детям с ограниченными физическими возможностями обучаться, не выходя из дома, а одаренным – заниматься с лучшими учителями района и края.

Интернет-технологии в учебном процессе дают возможность проводить его более интересно, предоставлять нужную информацию в нужное время, участвовать в олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах. Интернет широко используется учащимися для подготовки к ЕГЭ, а так же для связи между собой и учителями, между учителями и родителями.

Дадим слово и представителю подрастающего поколения.

Роман Ильченко (СШ № 12 ст. Павловской):

– Я привык к Интернету, к тому, что в нём много информации. Нравится, что поисковое слово помогает быстро находить необходимый материал. Это сколько же нужно было раньше перелопатить литературы для того, чтобы найти требуемое! В этом плюс Интернета.

Но есть и минусы. Мои ровесники мало читают, для некоторых заглянуть в книгу, учебник – непосильный труд. Отсюда «хромает» грамотность, беднее словарный запас.

Кроме того, во всемирной паутине можно найти и скачать любое сочинение, доклад, конспект. Получается, что и думать уже не надо: кликнул мышкой, содрал что понравилось.

Не стать рабом Интернета

Любое техническое достижение всегда можно использовать во благо и во вред.

Возьмем хотя бы изобретение колеса. Оно стало в истории человечества отправной точкой мощного движения вперед. И вместе с тем нанесло непоправимый ущерб здоровью, так как облегчило бытие, в котором развитые мышцы, физическая выносливость перестали быть жизненной необходимостью. Появление телевизора сузило общение людей, но расширило его познавательные возможности. И таких примеров можно назвать множество.

Всемирная паутина – данность, от которой не уйти. И каким будет её влияние на интеллект человека, в первую очередь зависит от него самого, от умения не стать рабом пагубной привычки жить в иллюзорном мире.

Н. Чиж.

Уважаемые читатели! Что значит в вашей жизни Интернет? Как часто вы им пользуетесь? В чём его плюсы и минусы? Ждем ваших откликов.