Прочитал в «Единстве» материал «Почему станицу Атаманскую так назвали» и изумился. Шокирует рассказ автора Лозы о нелегальных сборах атаманов втайне от руководства отдела и войска, решавших, где ставить железнодорожные станции и полустанки, сколько отправлять молодых казаков на первый сбор, кого посылать на войну, а кого нет. Учтите, сто лет назад казачья дисциплина была покрепче, а все перечисленные вопросы решались коллективно, на станичных и хуторских казачьих сборах. Тогда вседозволенность, самоуправство, неподчинение и неисполнение приказа строго каралось по административным законам.

А если уж и собиралось начальство возле хутора, то было к кому приехать. Например, в имение Скакунов, чтобы решить вопрос о приобретении верховых лошадей. Скакуны, чьи огромные табуны паслись в Среднечелбасской и Приейской степях, наряду с другими богатыми конезаводчиками поставляли лошадей для всего Кубанского казачьего вой-ска. К братьям со звучной фамилией часто приезжали важные гости из Екатеринодара и войсковых отделов.

Уверен, краеведение требует четких и аргументированных ответов на изучаемые вопросы, без предположений и домыслов, опираясь на конкретные исторические источники, какими являются прежде всего архивные документы. И еще: я горжусь тем, что в моем паспорте в графе «место рождения» записано – станица Атаманская Павловского района. Как и Павловская, это моя малая родина, это место моего раннего детства, где осталось много незабываемого и невозвратного… Поэтому и решил сделать кое-какие пояснения по теме.

Год основания – 1880-й

Во-первых, дату основания хутора Сасыкского и переименования его в станицу Атаманскую можно определить только по архивным документам. Первые переселенцы из станицы Полтавской прибыли на место весной 1880 года (как и переселенцы из станицы Курчанской). Хотя дополнительный надел многонаселенной станице Полтавской был выделен в юрте станицы Павловской несколько раньше, во второй половине 70-х годов ХIХ столетия. Года два ушло на то, чтобы решить, кто будет переселяться, обсудить все вопросы на казачьих сборах, утвердить в высших инстанциях списки, оказать переселенческим семьям помощь. Датой основания станицы по-этому нужно считать время поселения – 1880 год, а не выделения дополнительного надела.

Во-вторых, вопрос о переименовании хутора Сасыкского в станицу Атаманскую четко прослеживается во многих исторических документах.

В конце 1910 года войсковой архивариус И.И. Кияшко в рапорте наказному атаману Кубанской области М.П. Бабычу сообщал «о неопределенности и даже несообразности» названий некоторых населенных пунктов и рекомендовал давать им новые названия «в честь подвигов казачьих». Инициаторами переименований были начальник войскового штаба Кубанского казачьего войска генерал-майор А.И. Кияшко и его брат – известный историк, войсковой архивариус И.И. Кияшко. Последний составил списки важных лиц и событий, дал краткие исторические сведения к некоторым из них. А начальник войскового штаба вел переписку с правлениями станиц и хуторов об их переименовании.

В присланном Ейскому отдельскому атаману перечне рекомендовались новые названия, связанные с такими местами, как Измаил, Хортица, именами гетмана Малороссии Сагай-дачного; войскового судьи Черноморского казачьего войска А.А. Головатого; генерал-майора, черноморского писателя, историка Я.Г. Кухаренко; атаманов Т.Т. Котляревского, Г.К. Матвеева, Г.А. Рашпиля. Подлежали переименованию станицы Веселая и Привольная, хутора Придорожный, Широчанский, Албашский, Веселый, Кугоейский, Новопашковский, Новопластуновский, Сасыкский, Новосергиевский, Новотитаровский, Старокорсунский и Старовеличковский.

И сам Ейский отдел предлагалось назвать Запорожским. Почему? Так как он населен «преимущественно потомками запорожцев и должен носить название по имени этих славных рыцарей».

Предполагалось, например, хутор Сасыкский называть станицей Измайловской в память взятия черноморцами крепости Измаил. А также переименовать хутор Новопластуновский – в хутор Подпильный в память Подпильной Запорожской Сечи, хутор Новопашковский – в хутор Котляревский, хутор Новосергиевский – в хутор Рашпилевский. Однако многие станичные и хуторские общества отказывались следовать этим предписаниям «во избежание расходов».

Вместо хутора – станицы

Хутор Сасыкский в те годы сильно зависел от своей «коренной» станицы Полтавской. И только в начале 1914 года хуторское общество приняло решение «возбудить ходатайство о переименовании хутора Сасыкского в станицу, присвоив ей наименование «Атаманская», ввиду того обстоятельства, что как в далеком прошлом, так и ныне казачье население управлялось атаманами, начиная с высшаго Августейшего Атамана всех казачьих войск и кончая нисшим – хуторским», как значится в документах архива.

К тому времени (на июнь 1914 года) в распоряжении хуторского общества было более 9415 десятин земли. В хуторе числилось 409 дворов, «1053 души мужского пола и 969 душ женского войскового сословия, а всего 3451 душа». Из общественных построек имелись деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы и несколько кирпичных зданий: хуторского правления, двухклассного училища, хлебного запасного магазина, конюшни для общественных лошадей.

«На основании журнального постановления общего присутствия Кубанского областного правления от 23 августа 1914 года за № 540 хутор Сасыкский Ейского отдела, образованный на дополнительном наделе станицы Полтавской Таманского отдела, преобразован в станицу Атаманскую, в каковой действие станичного общественного правления открыто с 24 февраля сего года».

Действительно, на всех архивных документах до 23 сентября 1914 года значился штамп «Сасыкское хуторское правление», но на документе от 25 сентября впервые появился печатный угловой штамп «Атаманское станичное правление» (там же, ф. 574, оп.1, д. 4285). Поэтому можно считать датой наименования хутора станицей Атаманской – 23 августа 1914 года.

А вот о хуторе Курчанском, скорее всего, забыли, и переименование его не коснулось. По решению крайисполкома в июле 1966 года хутор соединили со станицей Атаманской.

Е. Дикий, краевед.

Г. Краснодар.