Проблемы и достиженияЗаведующая отделением Елена Николаевна Обросова в своё время закончила Краснодарское художественное училище. С тех пор её жизнь неразрывно связана с обучением детей изобразительному искусству. Собственные натюрморты Елены Николаевны, бесспорно, свидетельствуют о хорошем вкусе и мастерстве.

Собеседница затруднилась сказать, когда «районка» последний раз рассказывала о художественном отделении. Видимо, прошло немало времени. Не все, вероятно, знают, что «школа» трансформировалась в «отделение» ещё в 2003-м. Но сути дела слово в вывеске не меняет. Ведь детей обучают, как и десять лет назад, семь преподавателей. Хотя число учащихся заметно увеличилось: со 110 в начале 2000-х до 168 в настоящее время.

Обо всём этом я беседовал с самой заведующей отделением и директором Павловской школы искусств. Вот уже полгода в этой должности И.С. Шелуха. Он отвечает за учебный процесс на музыкальном и художественном отделениях. Для последнего самая насущная проблема – кадровая. Как минимум требуются преподаватели скульптуры и истории искусств. Сейчас эти предметы ведут другие учителя, но, делается это, во-первых, за счёт повышенной нагрузки, а во-вторых, оставляет желать лучшего качество преподавания (скульптуры).

Никто не поспорит с тем, что учитель учителю рознь. Ну кто, например, сможет заменить члена Союза художников России Ф.Д. Алексеенко, который уже много лет обучает детей в школе? Да, пожалуй, никто. Однако Фёдор Дмитриевич если не в этом, то в следующем году уйдёт на заслуженный отдых.

В чём причины нехватки учителей на художественном отделении? Их по меньшей мере две: маленькая зарплата и отсутствие каких-нибудь льгот. В этом же ряду, очевидно, и жилищные проблемы.

– Молодым специалистам, тем, кто работает менее года, из районного бюджета идёт 10-процентная надбавка к зарплате, – замечает И.С. Шелуха, – но в корне данный факт, конечно же, не меняет ситуацию. На художественном отделении такую надбавку сегодня получают два преподавателя, а на музыкальном – один. На последнем, кстати, 10 человек – пенсионного возраста.

По словам собеседников, на Кубани сегодня 186 школ, где детей обучают изобразительному и музыкальному искусству, и везде ощущаются те же самые трудности. Если, например, говорить о ставках преподавателей, то они определяются в Министерстве культуры Кубани. Финансирование этой сферы по остаточному принципу давно стало притчей во языцех в нашей стране. Ставки преподавателей, по информации собеседников, могут увеличиться в лучшем случае к 2018 году.

Елена Николаевна в школе без малого три десятилетия. Свое-образный юбилей – в 2014-м. Конечно, будет продолжать работать. Но кто заменит её и остальных? Ответа на этот вопрос пока нет.

Говорили о материальной базе школы искусств. По словам замдиректора учебного учреждения по административно-хозяйственной работе А.А. Дикого, само здание школы, у которого на Кубани нет аналогов, в удовлетворительном состоянии, однако износ его составляет порядка 40 процентов. Есть кое-какие проблемы с отопительной системой. В залах школы и некоторых помещениях, заметил Александр Анатольевич, зимой бывает прохладно. В учебных кабинетах, правда, температура воздуха соответствует стандартам.

Напомню, школу искусств сдали в эксплуатацию в 1988 году. С тех пор капремонта не было ни разу. Тем не менее удалось войти в целевую программу «Культура Кубани» на 2012-2014 годы. 70 процентов средств на предстоящий ремонт выделит краевой бюджет, остальные – районный. Ремонт начнётся в будущем году с приведения в порядок кровли.

Трудностей с оснащённостью учебных кабинетов всем необходимым, включая методическую составляющую, нет.

Но вернёмся к художественному отделению. На нём преподаётся семь предметов. Самые главные – рисунок и живопись. По ним сдают государственные выпускные экзамены. Выпускники получают свидетельство об окончании школы искусств. В нём – оценки по всем семи предметам.

Обучение длится четыре года. Занимаются дети три раза в неделю (по 4-5 уроков). За учёбу родители платят 250 руб. в месяц.

Почти все желающие научиться рисовать или лепить (за малым исключением) принимаются в школу. Не берут только тех, у кого совсем нет способностей. Многое зависит не только от детей, но и их родителей. Кое-кому из последних хочется видеть своих воспитанников в качестве людей, профессионально занимающихся изобразительным искусством.

В 2011-2012 учебном году из 15 выпускников отделения трое поступили в профильные учебные заведения. В 2010 – 2011-м поступивших было восемь (из 31 выпускника). Иными словами, те, кто очень хочет и кому позволяют способности и приобретённые на отделении навыки, связывают свою дальнейшую жизнь с искусством.

Осваивать всё, что связано с живописью и скульптурой, можно начиная с 10-12 лет, а в подготовительный класс поступают с девяти лет. Показательно, что на отделении действует класс проф-ориентации, когда по окончании четырёхлетнего курса учащиеся в течение ещё одного года получают более углубленные знания по изучаемым предметам.

Нельзя не сказать и о конкурсах, в которых участвуют те, кто обучается на художественном отделении, – внутришкольных, зональных и краевых. Они проводятся постоянно. Только общекубанских в течение прошлого года было семь. Дипломантами их стали 26 юных художников. На всероссийском конкурсе отличились четверо учащихся.

Свои работы ребята отправляют и на международные творческие соревнования. Самые последние такие проходили в Сочи, Москве и Минске.

Елена Николаевна назвала имена наиболее способных учащихся. Это Я. Архипенко, А. Тертышная, Л. Федоренко, Ю. Гриценко из четвёртого класса и К. Гузий – из второго. Последняя – очень талантливая девочка. Её работы отмечены дипломами ряда конкурсов.

Всяческих похвал заслуживает и М. Уварова, учащаяся пятого, профориентационного, класса отделения.

Очень многое в учебном процессе зависит от преподавателей. Они сами активно занимаются изобразительным искусством. Раз в три года бывают на конкурсах повышения квалификации.

А. Кузнецов.