Как повысить ответственность водителей?Трагические события на дорогах района не дают никаких шансов устраивать такие круглые столы (предпоследний был 16 мая) реже.

Совершенно ясно, что сотрудники ГАИ одни ни за что не справятся с девятым валом нарушений ПДД, заканчивающихся резонансными ДТП. Им нужна активная помощь жителей.

Но как заставить последних перестать быть безучастными к тому, что ежедневно происходит на их глазах? Как внушить самим водителям (да и всем другим участникам движения на дорогах), что несоблюдение ПДД, буквально написанных кровью многих жертв аварий, – не просто опасно, а смертельно опасно?

В обсуждении этих острых вопросов участвовали командир роты ДПС И.И. Матвиенко, инспектор по пропаганде отдела ГАИ ОМВД России по Павловскому району Э.В. Дмитриенко, замглавы Павловского сельского поселения Д.Н. Пуховский, председатель общественного совета при отделе полиции С.Л. Ткаченко, начальник штаба районного казачьего общества Н.П. Смирнов и инспектор по пропаганде роты ДПС А.Н. Галинская.

Вел заседание автор этих строк.

На круглый стол приглашались и представители районного управления образованием, но они не сочли для себя возможным явиться. К сожалению, подобное происходит не впервые. Может, детский дорожно-транспортный травматизм – проблема для нашего района выдуманная?

О том, что это далеко не так, говорил на встрече в редакции Э.В. Дмитриенко:

– С участием детей в первом полугодии произошло 7 аварий – на одну больше, чем годом ранее. Один ребенок погиб и семеро пострадали (год назад раненых было шестеро). В четырех случаях дети являлись пассажирами, в трех – скутеристами, в одном – пешеходом.

Зарегистрировано 15 ДТП с участием водителей скутеров, из них три – с детьми.

В комиссию по делам несовершеннолетних за 6 месяцев направлены 23 материала по поводу нарушений ПДД подростками (восемь – в отношении водителей скутеров). Трое несовершеннолетних привлекались к ответственности за невыполнение дорожных правил по два-три раза.

Дурной пример детям подают взрослые. Всего в районе за полугодие отмечено 44 аварии (год назад – 40). 17 человек погибли (8) и 49 пострадали (54).

– Аварийность, среди прочего, если говорить о детской ее составляющей, зависит от состояния улично-дорожной сети возле школ. Какова ситуация в главной станице?

– Это состояние вызывает определенную тревогу. Возле СШ № 1, 2, 3, и 10 немало деформированных и плохо видимых из-за ветвей деревьев дорожных знаков, кое-где их вообще нет.

– За полчаса до этого круглого стола в редакцию позвонил павловчанин Н.А. Кирьян, который просил поднять вопрос о разметке дорожных переходов. Есть в станице «двойные зебры» – находящиеся друг от друга в непосредственной близости. Но вот беда: обновлена с помощью краски только одна часть таких переходов, другая – нет. Но на них осталась старая разметка. Люди путаются. Идут по обеим. При этом возникают аварийные ситуации.

Д.Н. Пуховский:

– Так как «зебры» проходят совсем рядом, одна из них не нужна. Но убрать старую разметку сложно…

И.И. Матвиенко:

– Можно старые следы покрыть серой краской, тогда люди перестанут по ним ходить.

– Как считаете, Игорь Иванович, почему ситуация на наших дорогах постоянно обостряется?

– Растет число транспортных средств. Это объективный фактор. Немало у нас и бесшабашных водителей. Картину усугуб­ляют подростки. Их плохо учат правилам безопасной езды, а ведь они передвигаются по дорогам общего пользования. Взрослые люди упорно не желают страховать маленьких пассажиров удерживающими устройствами. При аварии у таких просто не остается шансов выжить. Достаточно утром подъехать к любому детсаду в Павловской, и становится ясно: абсолютное большинство родителей – крайне легкомысленные люди.

Э.В. Дмитриенко:

– С начала года в районе зарегистрировано 290 случаев неиспользования детских удерживающих устройств.

А.Н. Галинская:

– Это было наглядно подтверждено во время недавней серии рейдов по Павловской.

И.И. Матвиенко:

– Считаю, было бы правильным начинать наводить порядок на дорогах с вполне конкретных вещей: в райцентре у ряда очень молодых людей есть довольно-таки мощные мотоциклы. Совсем недавно один такой павловчанин погиб. Необходимо обратиться к родителям таких юношей, открыть им глаза на то, что их дети подвергают самих себя и других смертельной опасности. Ведь они порой по станице не ездят, а летают.

– А как вдолбить водителям в головы, что дорога никогда и никому не прощает ошибок?

– Надо чаще рассказывать о тяжелых последствиях аварий.

– В «Единстве» эта тема – одна из самых приоритетных. Может быть, недостает жестких фотографий с мест ДТП. Но публиковать такие не можем, чтобы не травмировать родственников.

Н.П. Смирнов:

– Тогда можно было бы хотя бы показывать жителям разбитые безымянные машины, чтобы видели, к чему приводит лихая езда.

И.И. Матвиенко:

– Вообще такая «шоковая терапия» полезна для тех, кто не понимает слов. Мы подобное практикуем в некоторых школах района.

С.Л. Ткаченко:

– Я считаю, что в Павловской явно не хватает приборов видеофиксации скорости. Один-единственный – на ул. Горького. Такие же надо установить хотя бы на Октябрьской и Советской. Если бы такой прибор висел в поселке сахзавода, там могло бы и не быть недавней ужасной аварии, где погибли двое взрослых и ребенок (второй, как стало известно редакции, скончался на днях).

Видеокамеры дисцип­ли­нируют.

И.И. Матвиенко:

– Однако, средств на такие камеры в бюджете не хватает. Об этом не так давно говорилось на заседании районного совета безопасности. Могли бы с пониманием отнестись к этой проблеме предприниматели, имеющие в Павловской магазины и офисы.

– К сожалению, заставить кого бы то ни было купить и установить видеокамеру, довольно сложно. А как научить некоторых пешеходов правильно оценивать ситуацию, когда они начинают переходить «зебру»? Ведь есть такие, кому кажется, что переход с маркировкой имеет по обеим сторонам невидимые бетонные стены.

– Сложная задача. Инфантильность определенной части пешеходов, являющихся равноправными участниками дорожного движения, невозможно преодолеть никакими способами.

– Что вы скажете, Николай Петрович, о дисциплинированности тех, кто за рулем и кто передвигается пешком?

Н.П. Смирнов:

– Еще чаще надо устраивать рейды. Есть возможность организовать добровольную казачью дружину. А пока мы выезжаем на подобные проверки с инспекторами ДПС и участковыми. В районе восемь казачьих обществ. Мы готовы принять участие в рейдах в периферийных населенных пунктах района. К этой работе надо подключать внештатных сотрудников ГАИ.

И.И. Матвиенко:

– К сожалению, у них сегодня нет даже удостоверений, то есть они, можно сказать, нелегитимны. Этот вопрос можно решить только через краевое управление ГАИ. Нужны определенные бюджетные средства.

С.Л. Ткаченко:

– Общественный совет при отделе полиции тоже готов внести свою лепту в наведение порядка на дорогах. Не так давно принимали участие в рейде по так называемой «золотой» молодежи, которая разъезжает по Павловской на дорогих иномарках. Правда, выявить тогда ничего не удалось. Но такие рейды мы обязательно продолжим.

И.И. Матвиенко:

– Хочу вернуться к тому, о ком говорили в самом начале: о подростках и молодым людях на мотоциклах и скутерах. Предлагаю составить текст обращения к родителям этих павловчан с предупреждением о возможных тяжелых последствиях неконтролируемого использования таких транспортных средств.

Э.В. Дмитриенко:

– Но ведь, чтобы отослать такие тексты-предупреждения, надо знать конкретные адреса подростков. Сделать это можно только через управление образованием.

– На прошлом круглом столе ведущий специалист управления образованием И.В. Раздымахо с энтузиазмом поддержала предложение участников круглого стола о создании банка данных в районе о школьниках, которые ездят на скутерах и других двухколесных ТС. Такую информацию предполагалось затем передавать ГАИ. Получили от управления какие-либо сведения?

– К сожалению, нет.

Н.П. Смирнов:

– И списка не составили, и на важном разговоре никто от управления образованием не присутствует. Я поставлю об этом в известность районную администрацию. Нельзя же так несерьезно относиться к вопросам детской безопасности на дорогах. Без участия школ, учителей и их главного координирующего органа такую важную проблему не решить.

Д.Н. Пуховский:

– Можно отсылать такую предупреждающую информацию на электронные адреса самих школьников.

Э.В. Дмитриенко:

– Конечно, можно, но опять-таки без содействия управления образованием получить такие адреса крайне сложно.

– Надеюсь, что наш разговор не будет гласом вопиющего в пустыне и принесет хоть какие-то реальные результаты. Но, чтобы это произошло, потребуются конкретные усилия. Об этом предлагаю поговорить во время следующей встречи в редакции.

Е. Власенко.