Они возрождают Сосыку – добровольцы на подкормке сазана и карпа (слева направо): Алексей Евсюков, Владимир Волков, Анатолий Гриднёв, Иван Бутко

Они возрождают Сосыку – добровольцы на подкормке сазана и карпа (слева направо): Алексей Евсюков, Владимир Волков, Анатолий Гриднёв, Иван Бутко

Восстановление клубом рыбаков популяции сазана и карпа в реке Сосыке в черте станицы Павловской вступило в решающую фазу – у подросшего молодняка прошел массовый нерест. Природные механизмы самовоспроизводства запущены, осталось уберечь рыбу от самого страшного хищника планеты – человека. Мыслями по поводу дальнейшего развития событий на реке с нами делится председатель Павловского клуба рыбаков А.Н. Дербиба.

Нерест состоялся!

– Александр Николаевич, как прошел нерест?

– Считаю, на четверочку. Мог бы и на отлично, тем более что все предпосылки к этому были, но вступил в действие пресловутый человеческий фактор.

Запущенный в водоем в два этапа подрощенный молодняк сазана и карпа отлично прижился и очень быстро продолжает расти. Поскольку на момент запуска на этом участке реки рыбы оставалось крайне мало, кормовая база у новоселов получилась шикарная. Да еще регулярные обильные подкормки отходами зернопродуктов со стороны отдельных энтузиастов клуба и просто неравнодушных людей.

Так что сазан у нас нерестился упитанный и крупный для своего возраста. Я сам и мои соратники по клубу наблюдали за ходом нереста, потому что беспокойно было на душе – все ли правильно рассчитали, не допустили ли где-нибудь ошибки? Сейчас все сомнения отпали – в местах нереста камыш ходуном ходил, что говорит о массовости процесса. Уверен, потомство должно быть, если сумеем сберечь.

– Сберечь от кого?

– Некоторый урон наносит хищная рыба – щука, окунь, сом и судак, которых в реке развелось немало. Но это более-менее естественный процесс, который фатального ущерба не принесет. Главный же хищник у нас на реке – человек. И хотя большинство людей поддерживают деятельность клуба и разделяют наши взгляды, всегда находятся моральные уроды, готовые все испортить. Может быть, я слишком резок в оценках, но как еще наз­вать людей, которые уничтожают нашу природу, наш с вами общий дом? Для них река – личная кормушка, камыши и лесополосы – персональная свалка, слово «совесть» – пустой звук.

Мостик, тянущийся далеко от берега, члены клуба рыбаков специально построили для наблюдения за этим участком реки

Мостик, тянущийся далеко от берега, члены клуба рыбаков специально построили для наблюдения за этим участком реки

Браконьеры – ктоони?

– По вашим наблюдениям, какие люди чаще всего нарушают правила лова рыбы?

Типичный браконьер обычно нигде не работает, живет возле реки и на этом основании полагает, что водоем принадлежит ему одному. Вы, наверное, удивитесь, но когда клуб рыбаков только начинал свою деятельность, многие жители станицы рассуждали так – вот здесь мой огород выходит к реке, значит, напротив этого участка должны стоять мои сети. Только вдумайтесь, частные лица абсолютно серьезно делили нашу общую реку на личные угодья для браконьерского лова!

Такой образ жизни позволял этим гражданам не работать, время от времени вытряхивать сети или бить рыбу (и заодно всё живое вокруг) «электроудочками», а затем продавать нечестно добытое. Некоторые купили себе автомобили на таком промысле. Сами посудите – вложений почти никаких, а прибыль каждый день. Деньги из воздуха!

И вдруг появляется какой-то клуб рыбаков и отбирает такую кормушку. Само собой, некоторым это не нравится. Если встретите людей, которые будут говорить, что клуб присвоил себе реку, знайте – скорее всего перед вами браконьеры, лишенные возможности поживиться общим доб­ром. Добропорядочный гражданин никогда так не скажет, потому что он или уже в нашей организации, или всецело поддерживает идею возрождения Сосыки.

– Часто приходится сталкиваться по роду деятельности с браконьерами?

Должен сказать, что основную массу рыбаков составляют приличные люди, которым не наплевать на других жителей станицы. Но тем заметнее на их фоне всякие негодяи, у которых в голове, похоже, только одна мысль – нахапать побольше любой ценой. Конечно, мне и соратникам по клубу приходится сталкиваться с людьми, которые промышляют браконьерскими способами ловли.

Обидно, что среди них встречаются, на первый взгляд, абсолютно адекватные, а зачастую и состоятельные люди. Обычно такие нарушители среди белого дня стоят спокойно на берегу, ловят на удочку – вроде бы все в порядке. Но если посмотреть на их улов, окажется, что почти весь он состоит из запущенного в реку клубом рыбаков молодняка сазана и карпа.

Дальше события развиваются по двум основным сценариям. Первый вариант – такие «рыбаки» начинают косить под дурачка. И смешно и грустно смотреть, как они оправдываются фразами, больше подходящими школьникам младших классов: «А что, нельзя?», «А я не знал!» и так далее. Причем в основном это местные жители, перед глазами которых по всей реке установлены таблички с надписью: «Дай сазану вырасти!» Неужели не умеют читать?

Второй вариант – нарушители начинают качать права. Здесь уже основные фразы: «Хочу и ловлю!», «А вы кто такие?», «Здесь не частная территория!» и тому подобное. Если каждый начнет таскать молодняк сазана и карпа даже удочкой, то о восстановлении поголовья карповых в Сосыке можно будет забыть.

А ведь есть еще любители выгребать рыбу так называемой «хваткой» или «пауком». Причем стараются сделать такую снасть побольше размером. Черпают ею все подряд – от крупной рыбы до малька. Сазан там или нет – никто не смотрит. И это идет потом на корм уткам, таким образом заботливый хозяин экономит на кормах. Как считаете, нормально так делать?

С любителями ставить сети мы успешно боремся, постоянно таскаем «кошку» на моторной лодке. Помогают сознательные граждане, сообщают нам, если заметят сети или их хозяев.

Отдельная категория – браконьеры, использующие для своего преступного промысла электрический ток. Ущерб природе наносят колоссальный – в радиусе действия так называемой «электроудочки» гибнет не только объект добычи, а все живое, включая водоросли. При этом не вся погибшая рыба всплывает, половина пропадает на дне реки. Те обитатели водоема, которые смогли выжить после удара током, в дальнейшем не смогут произвести потомство.

Не зря за ловлю при помощи электротока предусмотрено уголовное наказание. Нашему пат­рулю приходилось выявлять и таких браконьеров.

Обращение Павловского клуба рыбаков

– Что бы вы сказали тем жителям района, которые еще не слышали о клубе?

Людям, которые каким-то образом до сих пор не знают о деятельности клуба рыбаков, с полной ответственностью заявляю – мы ничего не присвоили, мы только хотим, чтобы наши дети и внуки получили в наследство чистую реку, полную рыбы.

Для этого мы два раза запустили в Сосыку подрощенный молодняк сазана, карпа и белого амура, а теперь помогаем рыбе вырасти и дать потомство. Параллельно ликвидировали все стихийные свалки в камышах и по мере сил облагораживаем берега реки.

Да, мы не позволяем ставить сети и уничтожать речных обитателей с помощью электрического тока.

От имени клуба рыбаков обращаюсь ко всем жителям района – если вам не всё равно, что оставить своим детям и внукам – обращайтесь с рекой бережно. Не позволяйте вашим соседям заниматься браконьерским ловом рыбы. Сами ловите на удочку, а если попадется молодой сазан, карп или амур – отпускайте, дайте им вырасти и размножиться, этим вы обеспечите себе отличную рыбалку в недалеком будущем. Потерпите год-два и ловите потом крупного сазана в свое удовольствие.

Благодарность всем неравнодушным

– Сколько корма внесено в  Сосыку?

– За прошлый год в качестве подкормки было высыпано около двадцати тонн зерноотходов. В этом году уже 22 тонны. Кстати, сегодня мне сообщили по телефону, что на Чумачкиной гребле кто-то из наших друзей снова выгрузил кучу корма, где-то  полтонны весом. Буду собирать людей, чтобы помогли доставить зернопродукты по назначению – в русло реки, на подкормку молодняка сазана и карпа.

И хотя я еще никому не звонил, но уверен, что добровольцы объявятся. Они всегда находятся, несмотря на то, что эти люди днем работают, а вечером хотят отдохнуть, сделать что-то по хозяйству и уделить время своим семьям. Причем ни копейки за свой труд не получат.

А работа не из легких, все вручную. Сначала лопатами нагрузить корм в мешки, затем перенести в лодку и из нее  рассыпать в местах кормежки рыбы. И так много раз. Но этот труд оправдывается, сазан и карп растут быстрее, чем мы предполагали. Река оживает.

Хочу поблагодарить людей, которые помогают вернуть Сосыке былую красоту. Жаль, что формат газеты не позволяет перечислить всех (нас несколько сотен), поэтому назову самых активных: Владимир Волков, Николай Суворов, Андрей Горбунов, Иван Садовин, Андрей Майоров, Сергей Нор, Иван Бутко, Павел Кваша, Максим Пономоренко, Александр Ровный, Николай Колмычек,  Михаил Гненник, Вадим Гуйда и многие другие. Отдельное спасибо тем, кто, не афишируя себя, привозит на Чумачкину греблю зерноотходы для подкормки.

Главное – неостанавливаться!

– Александр Николаевич, как считаете, какие меры помогли бы увеличить поголовье сазана и улучшить экологическую обстановку на реке?

Многое уже сделано, теперь главное не дать вернуться назад временам вседозволенности и безнаказанности. Запущенная в водоем рыба подросла и начинает размножаться – ни в коем случае нельзя давать снова разгуляться браконьерам.  Стихийные свалки в камышах ликвидированы – нельзя позволить появиться новым.

Было бы неплохо найти средства из бюджета на поощрения рыбацких патрулей, тогда их работа стала бы гораздо эффективнее.

Хотелось бы более активного участия в деле охраны водоема со стороны полиции и казачества. Нужно расчищать и облагораживать берега Сосыки, поскольку на них полно глухих труднодоступных мест, что на руку браконьерам. Кое-что сделано в этом направлении силами клуба рыбаков, но работы еще очень много. Рассчитываем на помощь администраций района и поселения.

Проблема мусора – еще одна наболевшая тема. Пока все павловчане не заключат договоры на вывоз отходов – прибрежные камыши и окрестные лесополосы будут находиться под угрозой превращения в свалки.

А еще очень хотелось бы почаще видеть на наших водоемах представителей государственной рыбинспекции.

Ю. Бойцов.