Продовольственные бунты Необоснованно высокие цены на товары, и особенно на продовольственные, всегда создают напряженность в обществе, нередко становятся причинами беспорядков и массовых выступлений людей. Такое случалось в России много раз и особенно в годы Первой мировой войны, что в конце концов привело в 1917 году к двум революциям.

В учебном пособии «История Кубани» под общей редакцией В.В. Касьянова и Н.С. Короткова говорится о том, что в Кубанской области в 1916 году было отмечено 87 крестьянских волнений, что больше, чем в других регионах Северного Кавказа вместе взятых.

«Проявлением недовольства на почве дороговизны на товары первой необходимости стали начавшиеся на Кубани, а затем охватившие и другие районы Северного Кавказа «продовольственные бунты», которые носили стихийный характер. Толпы людей, большей частью состоявшие из женщин-солдаток и работниц, громили лавки и магазины хозяев, которые устанавливали непомерно высокие цены на свой товар. Первый из таких бунтов произошел 31 мая 1916 года в станице Павловской, затем в станицах Атаманской, Кущевской, Каневской, Незамаевской, Веселой. Бунты распространились по всем отделам Кубани и захватили Черноморскую губернию. Для прекращения беспорядков власти вынуждены были направить казачьи подразделения…».

Власти области приняли меры по снижению социальной напряженности в то военное время. Начальник области еще в 1914 году обязал станичные и сельские общества оказывать неимущим и семьям ушедших на фронт казаков помощь в уборке хлебов. В 1916 году проблемы, связанные с экономическим кризисом, обсуждались в Екатеринодаре на съездах сельских хозяев Кубанской области и земледельцев-собственников. Оба съезда не смогли выработать программу оздоровления экономики сельского хозяйства. Кризис нарастал в России, в том числе на Кубани. Последствия его общеизвестны.

В газете «Коммунист» 13 января 1962 года (так тогда называлась павловская районная газета) опубликована статья местного журналиста, историка и краеведа Владимира Пет­ровича Куксы «Революционное движение в Павловской». Говоря о росте цен на товары, он цитирует Анастасию Митрофановну Седину, дочь известного революционного деятеля:

«Все это вызывало недовольство широких масс трудящихся, особенно женщин, на плечи которых в первую очередь легла вся тягота войны. Начало массовому движению было положено в станице Павловской, отсюда волна недовольства перекинулась и на другие станицы, а также и города».

Далее В. Кукса, ссылаясь на документы жандармерии, пишет о массовых разгромах лавок и магазинов:

«Особенно много таких выступлений было в мае 1915 года в населенных пунктах, входящих в состав нашего района». (Видимо, 1915 год назван ошибочно – продовольственные бунты были все-таки в 1916 году. – Ред.).

«Так, например, в станице Веселой 3 мая было разбито пять лавок. На следующий день большое выступ­ление трудящихся наблюдалось в станице Ново-Леушковской. 5 мая заволновалась станица Украинская. Особенно большие волнения про­изошли на территории Павловского района 13 мая 1915 года. В этот день в станице Павловской было разгромлено пять лавок, в станице Атаманской – двенадцать…».

«Министерство внутренних дел отмечало, что из пределов Кубанской области беспорядки перешли в Медвежинский уезд Ставропольской губернии. 9 июня в селе Белая Глина было разгромлено 7 магазинов, главные участники погромов были солдатки»…

Подготовил В. Иванов.