К сожалению, у нас немало водителей, которые только и делают, что «вертят баранку». Да и то, как показывает практика и статистика, – не без серьезных проблем.

Считая себя не профессионалами, а любителями, не знают и – главное – не желают знать даже самых основополагающих вещей, имеющих отношение к тому, на чем они ездят.

Элементарные понятияСледует, видимо, хоть как-то заполнить досадные пробелы полезной информацией. Ниже – недлинный список из своего рода терминологического словаря. Составить его помог известный в нашем районе инженер-автомобилист Василий Данилович Давиденко.

– Начнем с одометра. Многие им пользуются, но понятия не имеют, что это такое. Поясняю: это прибор для определения суточного и общего пробега автомобиля.

Многих наверняка затруднит ответить на вопрос, что такое подвеска? Между тем от нее во многом зависит комфортабельность автомобиля, так как именно эта часть машины определяет плавность движения. Колеса как бы «привязаны» к транспортному средству подвеской. Бывают они рычажными, свечными и активными, а также – смешанного типа. В качестве упругих элементов в подвеске применяются пружины, рессоры, торсионы и резиновые подушки. В активных подвесках этим целям служат гидропневматические конструкции.

Есть такое интересное слово – «поросёнок». Поясню: это – жаргонное название вала привода вспомогательных механизмов в «Жигулях». Названо, видимо, не столько из-за нрава, сколько из-за внешнего вида.

До пары – еще один подобный автожаргонизм. «Солдатик» – пружинная стойка для фиксации барабанной тормозной коробки.

А что такое раздаточная коробка? Эта штука в полноприводных автомобилях служит для отключения или подключения второго ведущего моста и распределения между ними тяговых усилий.

Часто можно услышать странноватое словосочетание сайлент-блок. Это – резинометаллический шарнир в сочленениях подвески. Назначение – смягчение хода. Изношенные или поврежденные сайлент-блоки и попытка отрегулировать углы установки колёс – несовместимые вещи.

Торсион – упругий элемент некоторых конструкций передних и задних подвесок. Изготавливается из полос металла, труб или круглых прутков. Иногда позволяет регулировать высоту автомобиля. Практически не имеет износа – проявиться может только «усталость металла».

Применяется в качестве упругого элемента передних подвесок, например, в автомобилях фирмы «Рено», в тойотовском «Ленд-Крузере» и даже в «Альфа-Ромео».

Трамблер – еще один автомобильный жаргонизм. Так называют разделитель зажигания. Еще одно его название – прерыватель-распределитель.

Весьма распространено и слово ШРУС. Аббревиатура означает «шарнир равных угловых скоростей». Применяется в приводных валах колес – поперечных и продольных (последние именуются карданными валами). Неисправность ШРУСов некоторых валов выдает себя стуками и вибрацией при трогании, разгоне и торможении. Все это способствует разрушению сальников и подшипников, сопряженных с карданом узлов и агрегатов.

Ну и «на закуску» – еще одно словечко. Какие ассоциации у вас вызывает «экономайзер»? У большинства водителей наверняка – никакие. А между тем это – система для отключения подачи топлива в режимах «сброс газа» в карбюраторах. Позволяет, если установлен, экономить совсем небольшое количество топлива, если тормозить двигателем. Одновременно это – принудительное обогащение топлива.

Записал А. Макаров.