В чем отличие «просто» невнимательности от невнимательности «преступной»? Ответ довольно-таки очевидный: в первом случае отсутствие концентрации не имеет никаких последствий, во втором – оборачивается ущербом для человека или людей. Материальным, физическим, моральным и т.д.

Но проблема в том, что грань между двумя видами сосредоточенности может быть очень зыбкой. Ниже речь пойдет о внимательности водителя, значение которой при движении, когда дорожная обстановка меняется ежесекундно, трудно переоценить.

Управляет индивидуум машиной – и вдруг наскакивает на какой-то булыжник. Тряхнуло немного, и поехал дальше: каменюка так и осталась лежать на дороге. Последствий, можно сказать, никаких. А если машина сбивает человека? Тогда результат может быть весьма серьезным. И «невнимательность» уже употребляется со словом – «преступная», ведь против того, кто находился за рулем, возбуждают уголовное дело.

В подобных смысловых «тонкостях» уже давно хорошо разобрался житель Атаманской Д. Круглый, 1984 г.р.

Ранним декабрьским утром – было около 7 часов – он стал участником ДТП. Дмитрий ехал на работу по улице Короткой в Павловской. Улица проходит мимо центрального рынка. Разрешенная скорость там не превышает 40 км в час. Атаманец, однако, двигался со скоростью около 54 км в час. Разница в 14 километров, казалось бы, не столь существенна, но она лишила молодого человека возможности вовремя затормозить. Под колесами ВАЗ-21150, которая принадлежит отцу Дмит­рия, оказался подросток 1996 г.р. Он шел в школу и был травмирован автомобилем как раз на пешеходном переходе. Об этом факте свидетельствуют как сотрудники ДПС, которые выезжали на место аварии, так и сам пострадавший.

Мальчик, как его и учила мать, переходил Короткую по «зебре». Неожиданный удар нанес здоровью школьника заметный вред.

Справедливости ради надо сказать, что ГАИ и «скорую» вызвал сам виновник ДТП, то есть Д.  Круглый.

Впрочем, сам он не согласился с предъявленным ему обвинением и пояснил, что на самом деле двигался по Короткой со скоростью не 54, а 40 км в час, и что, почувствовав неожиданный удар, сразу же предпринял экстренное торможение. Увы, было поздно. Подросток получил травмы от переломов плечевой кости и правого локтевого отростка до ушиба головного мозга.

Неизвестно, какое воздействие  эти повреждения окажут на здоровье мальчика. В любом случае они квалифицированы как «тяжкий вред по признаку опасности для жизни».

Да, было темно, ДТП произошло на неосвещенном участке дороги, однако о наличии «зебры» сидящих за рулем в том месте предупреждает знак «Пешеходный переход». В условиях плохой видимости любой ответственный водитель обязан в такой ситуации снизить скорость до минимальной – чтобы иметь возможность адекватной реакции.

Примечательно, что сотрудники полиции, чтобы установить скорость, с которой двигался Д. Круг­лый, воссоздали ДТП. Был использован точно такой же, как у водителя, автомобиль ВАЗ-21150. Было темно, а дорога – сухая. Один и тот же маневр торможения повторялся более десяти раз.

Собственно, следственный эксперимент и позволил установить искомую скорость. Помог, в частности, реальный тормозной след. Еще один аргумент – очки, которые носит мальчик. Они лежали на пешеходном переходе.

Уголовное дело рассматривалось в рамках ч. 1 ст. 264 УК РФ – «нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Максимальное наказание – 2 года лишения свободы.

Приговор районного суда следующий: два года отграничения свободы с лишением права управлять транспортным средством на два года и шесть месяцев.  В течение этого времени Круглый не имеет права выезжать за пределы района или менять место жительства без соответствующего разрешения.

В счет компенсации причиненного морального вреда в пользу пострадавшего школьника Д. Круг­лый должен уплатить 250 тыс. рублей.

Д. Куц,

инспектор по пропаганде  роты ДПС.