ДДля того, чтобы оказать более существенную помощь Красной Армии, необходимо было во что бы то ни стало в самые кратчайшие сроки восстановить на территории Краснодарского края железные дороги, которые почти полностью были разрушены отступающими гитлеровцами.

В ответ на призыв краевых комитетов партии и комсомола с 1 октября 1943 года на стройку вышли представители почти всех городов и районов Кубани – 2400 человек, в основном юноши и девушки. Работать приходилось в неимоверно трудных условиях, так как враг заминировал и дороги, и подходы к ним, оставив в земле огромное количество мин замедленного действия. Повсеместно гитлеровцами были взорваны железнодорожные сооружения, а насыпь – изрыта ходами сообщений и окопов. Во многих местах отсутствовали рельсы и шпалы. Их фашисты использовали для строительства дотов, землянок и блиндажей.

На восстановление железнодорожной линии Крымская – Новороссийск из Павловского района было отправлено 80 лучших комсомольцев и несоюзной молодежи, половина из них – из станицы Павловской. Получив участок, павловчане с огоньком принялись за дело. Несмотря на трудности в работе в связи с минированной  местностью, посланцы павловской комсомолии преодолели невзгоды и досрочно восстановили  закрепленный за ними участок. Задание, рассчитанное на 1,5 месяца, они завершили за 21 день. И в этом была большая заслуга члена бюро Павловского райкома комсомола Антонины Михайловны Горгуль, которая руководила бригадой. Значительную помощь оказывал ей ее заместитель по политчасти член ВЛКСМ тов. Клименко.

Благодаря хорошему руководству бригадой и высокой сознательности юношей и девушек, проявленной на восстановлении участка железной дороги, павловчане завоевали первенство в социалистическом соревновании на трассе. Особенно отличились комсомолки Юлия Бондаренко, Екатерина Цыганкова, Мелания Горбань, Мария Савченко, выполнявшие по 2-3 дневных нормы.

Бригаде крайком комсомола вручил денежную премию, 36 юношей и девушек были представлены к награде.

Героический подвиг совершила в те дни павловчанка Дарья Глушко. В брошюре «Комсомольцы Кубани» так рассказывается об этом:

«Часто на месте работ происходили взрывы, в результате которых погибло несколько человек. В числе других от взрыва вражеской мины погибла скромная советская девушка – комсомолка Даша Глушко из Павловского района. Самоотверженно работая на самых опасных и ответственных участках строительства, она не только выполняла дневные задания, но и значительно перевыполняла их, увлекая на самоотверженный труд остальную молодежь. Смертельно раненная, она нашла в себе силы сказать слова призыва к молодежи: «Дорогие девушки, достройте дорогу обязательно, уничтожайте гадов – фашистов».

Строители дороги поклялись над ее прахом с еще большим напряжением трудиться, чтобы досрочным пуском железнодорожных линий помочь советским воинам быстрее изгнать врага с советской земли».

Завещание Даши Глушко было выполнено.

На восстановлении стальных магистралей в своем районе и в станице  Павловской трудились несколько сот человек. И здесь все неотложные работы также были закончены в короткий срок. Этому способствовало и то, что во время субботников и воскресников было собрано более 5000 костылей, скоб, болтов с гайками и прокладками и других железнодорожных деталей. Только учителя и учащиеся средней школы имени В.И. Ленина собрали почти 1500 деталей, без которых нельзя было пустить в эксплуатацию железные дороги.

В. Кукса,

член Союза журналистов СССР.

(Газета «Путь к коммунизму»,                     9 мая 1980 года).