А.Ровный с сыновьями Дмитрием и Александром

Александр Ровный с сыновьями Дмитрием и Александром

– Александр Григорьевич, расскажите, за что получили награду?

– Даже не знаю что сказать. Я просто занимаюсь много лет любимым делом, стараюсь делать его на совесть – вот и все. Считаю, что раз наградили – значит, есть за что. Примерно 8 лет назад мне присвоили звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани». Когда уйду на пенсию, льготы на коммуналку вроде бы будут.

– Что-то непохожи вы на человека, который стремится на заслуженный отдых. Наверняка даже в пенсионном возрасте будете работать.

– Естественно, не привык ждать помощи от государства или еще откуда-то. Если помогут – хорошо, но рассчитывать надо только на себя.

А молодежи сейчас куда податься? Работы нормальной мало, половина здоровых ребят сейчас вахтеры, охранники и сторожа. В мое время считалось, что такая работа – для пенсионеров, которые хотят подработать. Чего молодой перспективный парень добьётся, став сторожем, и какую пенсию он будет получать, когда придет время?

– Вы – один из тех, кто предоставляет работу другим. Не так ли?

– Именно так. Забот много, и хотя мои сыновья Александр и Дмитрий – трудолюбивые люди и надежные помощники, дополнительные работники нужны. Обычно привлекаю до 5 человек. Периодически бывают нужны хорошие механизаторы, готов платить высокую зарплату, но работа не постоянная, а это не всем подходит.

– Что вас еще волнует?

– К сожалению, из-за теплой зимы в этом году сбылись мои давние опасения насчет гравийной дороги от Новопетровской до нашего хозяйства. Гравий закатали в грязь, и теперь в слякотную погоду проехать этот пятикилометровый участок очень проблематично.

– Гравийное покрытие делали своими силами. Наверное, дорогое удовольствие?

– Мне это обошлось почти в два миллиона рублей. А продержалась дорога всего лишь три года, хотя, если бы ездил только я, хватило бы ее еще на много лет. Выложить снова такие деньги я не могу. Вот если бы поделить расходы со всеми, кто пользуется этим отрезком дороги. С той гравийкой мне помогал только один человек с соседнего участка. Но остальные не хотят платить, хотят только пользоваться.

– Вступление России в ВТО. Хорошо это для фермеров или нет?

– В полной мере изменений мы, владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств, еще не прочувствовали. Могу только сказать, что субсидиями, которые были раньше – на приобретение ГСМ, удобрений и техники, пользовался регулярно и эта помощь была ощутимой.

В плане дотаций мы в невыгодном положении по сравнению с нашими зарубежными коллегами. Например, в Польше погектарные выплаты считаются невысокими относительно других европейских стран, но и они составляют 226 евро. В рублях это больше 8000. Я уже молчу про Финляндию, где платят 954 евро на гектар, на наши деньги это почти 40 тысяч рублей. А мы здесь дохода 30 тысяч рублей с гектара не всегда получаем, так это без учета расходов на ГСМ, удобрения и ремонт техники. А еще попробуй реализуй урожай по хорошей цене!

– Проблема реализации действительно стоит настолько остро?

– Не то слово! В прошлом году, например, хорошо уродилась сахарная свекла. Казалось бы – собирай урожай, сдавай и зарабатывай. Но не тут-то было! Цены упали ниже некуда.

– Мировой опыт ведения фермерских хозяйств показывает, что лучшим выходом для сельхозтоваропроизводителей является объединение в сельхозкооперативы. Тогда и с реализацией будет проще, и с техникой дорогостоящей тоже. Ваше мнение?

– Это очень сложный вопрос. Думаю, не готовы люди у нас к такому объединению. Возникнет очень много разногласий. Например, сдача зерна сообща. Кто-то выращивает отборную пшеницу высокого класса, а кто-то что придется. При сдаче пшеница смешивается, ее класс падает и в выигрыше тот, кто сдал пшеницу похуже качеством.

Признаться, я и сам пока не готов к кооперативному ведению хозяйства. Уже давно привык рассчитывать только на себя и свою семью.

В заключение хочу сказать, что нужны законы, которые помогали бы фермерам в урегулировании отношений друг с другом и с государством. Я не знаю, какими будут эти законы, но знаю точно, что рано или поздно они появятся.