За помощью в редакцию обратился из Новороссийска генеалог-любитель Виктор СОКОЛОВ. Он восстанавливает историю своего семейного рода. Является племянником Михаила Борща, бывшего директора средней школы № 1. Получив от нас нужные ему телефоны и контакты, Виктор захотел выступить на страницах газеты. Предоставляем ему слово.За помощью в редакцию обратился из Новороссийска генеалог-любитель Виктор СОКОЛОВ. Он восстанавливает историю своего семейного рода. Является племянником Михаила Борща, бывшего директора средней школы № 1. Получив от нас нужные ему телефоны и контакты, Виктор захотел выступить на страницах газеты. Предоставляем ему слово.

…Народу мало быть самовлюблённым, нужно ещё знать свою историю.

Американцы, при всех деструктивных мировых процессах, которые их касаются, твёрдо идут вперёд к мировой экспансии и господству во всех сферах. Вот, например, мормоны тихо оцифровали уже большинство архивов России, Украины и Беларуси, а сами мы ещё не скоро это сделаем. Они держат в руках теперь большую базу данных по истории каждой нашей семьи. А ещё на этом делают сейчас частный бизнес, продавая россиянам из Америки копии архивных документов, которые они сканировали. А вот что делает некая американская фирма («Family Tree DNА», 1445 North Loop West, Suite 820 Houston, TX 77008). Эта фирма держит в руках передовые технологии и господствует в молекулярной генеалогии, которая сейчас получила большое распространение в наших русских семьях. Написал в Хьюстон и мой знакомый. Там подтвердили общение с ним, и он отослал в лабораторию Хьюстонского университета мазки своей слизистой оболочки с внутренней поверхности щеки. По этому образцу американцы сделали анализ ДНК и внесли её в американскую базу.

А что в России? Мы пока ещё не понимаем, что вокруг в мире происходит. Но первые признаки гражданского пробуждения недавно подал кубанский руководитель. Александр Ткачёв призвал к усилению внимания к патриотическому воспитанию молодёжи. А первооснова всего – работа в каждой отдельно взятой семье, направленная на восстановление истории рода. Вот в этой области России пока никто ничего не делает.

Что нужно? Первое, на мой взгляд, взять под государственный контроль всё, что относится к восстановлению историй семейных родов. Второе – начинать в порядке эксперимента с продвинутого региона, с Кубани. Для чего издать комплекс законодательных актов для упорядочения деятельности архивов в крае. Цель – срочно выделить средства и сохранить бесценные бумажные дела от агрессивной плесени и воровства.

Третье: бросить все силы на то, чтобы оцифровать путеводители, описи фондов и сами дела. Для этого определить срок не более двух лет. Четвертое – поручить это важное патриотическое дело казакам, которые тщеславно ищут удовлетворение в политике, воинской службе. А я считаю, что еще их место в архивах, пока те не будут приведены в такое надлежащее состояние, какое я наблюдал в Прибалтике.

Пятое – использовать достаточно мощный казачий потенциал для того, чтобы в кадетских корпусах, казачьих школах каждый учащийся к окончанию обучения написал бы историю своей семьи. Шестое – организовать в Краснодаре на базе КубГУ специальный Генеалогический научный центр, при котором создать лабораторию для проведения экспертиз ДНК учеников казачьего кадетского корпуса Кубани и просто желающих граждан. Сродни Хьюстонской лаборатории в США, о которой упоминал выше. В юридических и педагогических вузах желательно ввести поддисциплину «Кубанская генеалогия» в рамках официального кубановедения.

И пока всё это будет решаться, волевым административным актом открыть архивы Краснодарского края для исследователей-любителей, которые занимаются поисками в невыносимых условиях. Для аргументации, приведу свой пример. За десять лет я нашёл в архивах 89 имён предков, старший из которых Клим Борщ, 1692 года рождения. В 1861 году после отмены крепостного права почти все они, кто был жив к тому времени, переселились на Кубань, на хутор Бичёвая Балка в пяти километрах от станицы Атаманской. Сейчас нужно по документам районного архива и ЗАГСа установить, когда предки появились на Кубани и время смерти каждого из них. В этих организациях много бюрократических заморочек: нужно платить, выполняются только социальные заказы, на которые ответ в руки не дают, а пересылают в ЗАГС по месту жительства, где взимается оплата. На заказы по родословным вопросам чиновники отвечают отказом. В районных архивах и ЗАГСах нет читальных залов. Эти учреждения практически не работают в Интернете. А если я хочу сделать заказ на поиск биографических сведений на 89 человек, то это не подлежит даже обсуждению.

Предлагаю поднять обозначенные выше вопросы на страницах газеты с подключением к трибуне казаков. Желающие могут ознакомились с моей статьёй по интернет-адресу http://forum.vgd.ru/1144/52951/.