В последнее время средства массовой информации вновь стали возвращаться к причине гибели линкора «Новороссийск». Но однозначного ответа, что же произошло на самом деле, нет и поныне.

Еще раз о гибели линкора «Новороссийск»Напомню: итальянский линкор, о котором пойдет речь, был заложен в Генуе в июне 1910 года, в строй вступил в мае 1914-го под названием «Джулио Чезаре», или «Юлий Цезарь». Нам же он достался в результате раздела итальянского флота в 1943 году по решению Тегеранской конференции. В 1949 году корабль, сменив название на «Новороссийск», вошел в состав Военно-Морского Флота СССР.

До этого момента линкор подвергся большой модернизации. Его удлинили на 10 метров, заменили вооружение, ряд механизмов, усилили броню и т. д.

Но 29 октября 1955 года ночью, когда «Новороссийск» стоял в бухте Северной г. Севастополя, по левому борту с небольшим интервалом раздалось два взрыва. Они, по официальной информации, унесли жизни 608 человек. Из них 549 – членов экипажа, а остальные – из аварийных групп других кораблей.

Я уже писал, что мне довелось побывать на месте гибели «Новороссийска» примерно через 5 часов после случившегося. Что там творилось – не передать. Несколько суток извлекали из перевернутого и затопленного линкора раненых и уже не подававших признаков жизни людей.

А вскоре в морском училище на занятиях мы изучали материалы трагедии в свете тех времен и требований. Этой темой я не переставал интересоваться и позже. Однажды прочел материалы о передаче линкора СССР и с удивлением узнал, что в составе госкомиссии был инженер-капитан 2-го ранга, который обнаружил на корабле указанное на чертеже помещение, но почему-то замурованное. Увы, о своей находке морской инженер не успел никому сообщить, уйдя в отставку.

Что касается версий взрыва, то я не согласен с тем что «Новороссийск» подорвался на мине, лежавшей на дне бухты со времен войны. С водолазами, работавшими там, мне приходилось общаться. К делу они относились серьезно и тщательно. Не могу согласиться и с тем, что диверсанты на подводной лодке вошли в бухту и осуществили взрыв. Я видел систему защиты, она от берега до берега перегораживала стальной сеткой вход, а по краям дежурили буксиры.

А вот диверсанты-итальянцы с берега могли использовать оставленные заранее запасы взрывчатки, замаскированные надолго. Так они выполнили клятву, что отомс­тят за потерю линкора «Джулио Чезаре».

Во время учебной практики в 1959 году я смог побывать на борту поднятого со дна моря корабля. Он стоял в Инкермане, его резали там на металлолом. Вот таким оказался финиш крупнейшего линкора того времени.

Г. Мнацаканов,  наш нешт. корр.