Февральский ветер свободы

Время летит, а память о Великой Отечественной войне жива. Потому что не иссякла боль, не забыты те, кто погиб за Победу, кто пережил тяготы оккупации и плена.

Дыхание войны в районе почувствовали в августе-сентябре 1941 года. Тогда открылись три госпиталя: два  – в ст. Павловской, один – в ст. Новолеушковской. С приближением немецких войск в июле 1942 года мед­учреждения были эвакуированы.

Оккупанты вторглись на нашу землю 5 августа 1942 года. С этого времени и по день освобождения – 1 февраля 1943 года – фашисты рьяно хозяйничали. Вернули власть атамана. В колхозах поставили старост. Создали жандармерию и гестапо. Учиняли расправу над мирными жителями. Людей избивали, расстреливали в застенках (по району 60 человек), а после тела вывозили в поле и бросали в ямы. Как говорят архивные данные, за полгода арестам подверглось более 800 человек.

Сохранившаяся в районном архивном отделе ведомость о потерях, нанесенных оккупантами, показывает – общие потери в денежном выражении составили 288 млн 38,2 тысячи рублей. Разрушено полностью и пострадало частично 142 здания и сооружения.

…31 января 1943 года была освобождена станица Старолеушковская. Жители радостно встречали солдат и офицеров 351-й стрелковой дивизии. Не давая врагу передышки, воины дивизии повели бои за Новопластуновскую. Тем временем соседняя справа 417-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник И.А. Шевченко, овладела районным центром – станицей Павловской. 276-я стрелковая дивизия после освобождения хутора Упорного вела наступательные бои за станицу Новопетровскую. 1 февраля район был свободен.

(Соб. инф.)