Вот таким он был. Николай Ефимович Михайлюта в пору его бригадирства. Фото из фондов Павловского историко-краеведческого музея.Так совпало, что трое из четверых тружеников колхоза «Комсомолец», которые были удостоены звания Героя Социалистического Труда за высокие урожаи пшеницы в 1948 году, праздновали свои дни рождения один за другим. И в минувшем феврале отметили 110-летие Ф.П. Гончарова, а в марте – 105-летие В.А. Диброва и 100-летие Н.Е. Михайлюты.

О первых двух Героях подробно и не раз рассказывала газета. А Николай Ефимович оставался как бы в тени. Этот пробел частично восполнил нештатный корреспондент «Единства» В.Ф. Гуркалов.

В книге «Годы созидания» он написал: «В моей памяти до сих пор живы детские впечатления 50-х годов. Беспроволочное людское радио молниеносно разносило все местные новости. Мы, мальчишки, жившие на западной окраине станицы, были наслышаны о бригадире 4-й бригады колхоза «Комсомолец» Н.Е. Михайлюте и на перегонки рвались к нему поработать на каникулах. Он по-отцовски возился с нами. Сбегались мы к 5 утра под забор первого хоздвора, на территории которого сейчас построена школа искусств».

Ребята с интересом разглядывали собранные здесь плуги, брички, какие-то запчасти… Мимо всего этого имущества шёл обычно председатель в сопровождении бригадиров. На ходу отдавал указания, выслушивал обращавшихся. А бригадиры, в том числе и Николай Ефимович, чуть позже раздавали наряды, определяя общую стратегию и тактику на ближайшие дни. Мальчишки молча внимали ему. Ценили бригадира и взрослые, зная, что Ефимович не привык бросать фразы на ветер. А потому и те и другие выполняли указания руководителя беспрекословно.

Из автобиографии Героя: «Родился в 1914 году, в станице Павловской в семье крестянина-середняка. С 1924 г. по 1929 г. учился в средней школе, где закончил 4 класса и ввиду тяжелых семейных условий прекратил учебу. Поступил в колхоз «Комсомолец» как рядовой. Работал до 23 июня 1942 года. В конце месяца был призван в ряды Красной Армии.

Участвовал в боях в составе 40-го Кавказского полка 43-й дивизии. 12 августа 1942 года был тяжело ранен. Находился на излечении в госпитале г. Рубцовска Алтайского края. В феврале 1943 года выписан из госпиталя, признан негодным к службе, тогда же поступил работать в должности бригадира в колхоз им. Кирова Рубцовского района.

После освобождения от оккупации станицы Павловской по вызову родственников возвратился домой весной 1944 года. И уже 20 марта был назначен бригадиром 4-й полеводческой бригады колхоза «Комсомолец».

Этому коллективу Николай Ефимович отдал всю жизнь, то и дело загораясь новыми идеями и воплощая их. Недаром в конце 60-х годов руководимая Героем бригада одной из первых в районе и на Кубани получила звание высокой культуры земледелия. А в 1965 году тот же сплоченный коллектив добился высокого урожая сахарной свеклы. И вскоре бригадир был награжден медалью «За трудовое отличие». За что и когда получил павловчанин Золотую медаль «Серп и молот» и звание Героя Социалистического Труда, повторять не буду – об этом факте немало написано и в районной газете, и в журнале «Огонек». А вот об одной малоизвестной награде упомяну.

Перебирая документы из личного архива Николая Ефимовича, обнаружила вырезку из краевой газеты (судя по шрифту, это были «Кубанские новости» 90-х годов). В ней сказано, что постановлением главы администрация Краснодарского края звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани» присвоено трём Героям Социалистического Труда из Павловского района. Ими были здравствовавшие в ту пору Николай Федорович Дубина, Лидия Николаевна Манько (Куркина) и Николай Ефимович Михайлюта.

Жаль, подзабыли мы о таком факте. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, если учитывать, что уважаемый в районе бригадир был скромнейшим человеком. Он не любил вспоминать о том, что в голодомор 1933-го потерял и отца и мать, а потому, став руководителем колхозного производства, по-отечески заботился о молодых. Николай Ефимович окончил лишь начальную школу. Но проявил себя грамотным, эрудированным специалистом. Упомянутая автобиография написана им в начале 70-х годов аккуратным, почти каллиграфическим почерком без помарок и ошибок.

Разбираясь в агрономии, экономике, организации сельхозтруда, Н.Е. Михайлюта был также хорошим психологом, умел подбирать кадры. Но себя никогда не выпячивал. Его скромность видна даже на фотографиях. Светлая рубашка, обычный пиджак без наград или теплая куртка типа бушлата, как и у других специалистов. Лишь смушковая кубанка на голове, пожалуй, свидетельствовала о бригадирских полномочиях павловчанина.

Он жил достойно, считая себя не начальником, а просто хлеборобом. И оставил о себе добрую память, создав крепкий, дружный работоспособный коллектив, которому еще ряд лет по плечу были любые задачи.

Известного бригадира, Героя не стало в феврале 2000 года. И приходится только сожалеть, что имя Н.Е. Михайлюты и его товарищей по хлеборобскому труду никак не увековечено ни в родной станице, ни в когда-то славном колхозе. А задуманная в 80-е годы прошлого века Аллея Героев по ряду причин, увы, так и не стала в Павловской явью.

Л. Репенецкая.