Давно и с удовольствием читаю газету «Единство». Сам я живу в Кропоткине, но когда приезжаю к маме в Павловскую, то о станичных новостях узнаю не только из её уст, но и из газеты. На мой взгляд, ваша районка – единственное издание в крае, которое выпускается для людей, о людях и во имя людей. Спасибо дорогие, очень интересно с вами!

Написать меня подвигли статьи о дореволюционной истории Павловского района. Родился я на разъезде Очеретоватом (вблизи хут. Пушкина), там прошло мое раннее детство. Рос и учился в Павловской, а станица моих предков – ст. Старолеушковская. Краеведческие статьи о казачестве в газете побудили узнать всё о казаках Фоменко, Мохно, Рак, Клинтух, Костенко и других – кровь которых течет в моих жилах.

Не знаю как кому, но мне путевку на поиски дали работники районного архива и лично его руководитель Е.А. Лоза. Затем были государственный архив края и военно-исторический в Москве. Накоплено достаточно много материала.

Первые упоминания о Семёне и Григории Фоменко из куреня Леушковского ведутся с 1792 г. С приходом первой партии переселенцев-черноморцев на Кубань Семён находился на службе – на кордоне Робленый, а Григорий – в Екатеринодаре. Из-за того, что приписанным к куреням казакам необходимо было выставляться на службу, то Григорий Фоменко, как и другие казаки Кубани, жившие не в своих куренях (на заработках), был возвращен по месту проживания.

В именных списках куреня Леушковского атаман Никифор Бондаренко 19.12.1808 г. сообщает, что с 1804 по 1808 гг. от куреня Леушковского в полку господина полковника Малого служило 53 казака, в полку господина майора Котляревского – 14, в полку господина полковника кавалера Кухаренко – 52, в пешем господина войскового полковника Покатило – 13 казаков. Один из них Павел Фоменко, 34 лет. На почтовых станциях на три года распределено девять казаков в возрасте от 21 до 50 лет. Неспособных по отставке казаков было 54 от 28 до 78 лет, покалеченных 18 казаков. Один из них Семён Фоменко – 39 лет. К 1909 г. в курене налицо способных к службе казаков было 351, неспособных нести службу 54, покалеченных 18, малолеток 72. А всего казаков числилось 495 человек. Женщины и девочки в список не включались, а упоминались по исповедальным ведомостям церквей, в переписях населения и посемейных списках.

Одна из ветвей моей фамилии Фоменко – род Клинтух. Представители её переселились на пополнение Черноморского войска в 1821 г. В ведомости об отправлении с Кровелецкого повета казаков мая 31 дня 1823 г., вписаны – волости Мутинской села Мутина Терентий Данилов сын Клинтух (45 лет) с женой Татьяной (47 лет), сыновья Аверко (21 год), Гаврило (18 лет), Павел (6 лет), дочь Анна (5 лет), Аверкова жена Евдокия (21 год) и их дети Данило (2 лет), Фекла (1 год), Михайло (6 мес.)

Впоследствии у Данилы Аверьяновича родился сын Автоном (1887 г). Далее появился на свет мой прадед Поликарп Автономович (отец бабушки Александры Поликарповны Фоменко (Клинтух).

Родственная линия мамы Галины Гаврииловны Фоменко (Рак) пока мало изучена. Знаю, что Андрей Рак в 1829 г. был казаком 11-го конного полка. Приписан к ст. Старолеушковской. Семён Рак до революции (скорее всего) проживал на хуторе Милашевича. Там и родился на свет в 1907 году мой дед, мамин отец Гавриил Семёнович. У него были братья Игнат, Яков и сестра Фёдора. Еще одной родней им доводился Герасим Рак, знаменитый революционер Павловской. Председатель первого колхоза-гиганта в период коллективизации. Судьбы всех членов династии Рак неизвестны, о правнуках знаю частично. Представители этой фамилии, отзовитесь!

Отец моей бабушки Ефросиньи Сергеевны Рак (Мохно) Сергей Мохно, казак 1-го Уманского полка с 1914 г. Мохно упоминаются как переселенцы в курень Павловский 1829 года. Атаман Иван Котелевец в списках перечисляет Николая Мохно, 25 лет (2-й пеший полк), Наума Мохно, 17 лет, Тимофея Мохно, 14 лет.

В 1834 г. в станице проживало мужского пола 448 душ, из них малолеток 152. Куренным атаманом тогда был Фёдор Толстуха. Наум Мохно уже служил в 5-м конном полку, Николай Мохно в 3-м пешем, Тимофей признан годным к конной службе, Павел был еще двухлетним малышом.

В 1840 г. Николай Мохно уже в 7-м конном полку, Наум всё также в 5-м конном полку, а в 1-м пешем полку служат Онисим Иванович Фоменко (33 лет) и Козьма Фёдорович Костенко (30 лет). Атаманом куреня в 1840 г. был казак Пётр Рева, куренные судьи – Владимир Ворона, Трофим Михайленко, писарь казак Михаил Бабич.

Конечно, я затронул лишь самую малую часть фамилий моих предков. Мне встречались в документах упоминания о массе родов ст. Павловской. Это Рой, Ровный, Дзюба, Бойко, Лопатка, Топчий. Из ст. Старолеушковской – Глаголько, Наливайко, Шило, Турчин, Гальчун, Сёмка, Голуб и другие.

По прошествии стольких лет их дети, внуки и правнуки живут в родных станицах. Судьба казаков всегда была связана с военной службой. Многих из них Октябрьская революция разделила на красных и белых. Некогда однополчане в Первую мировую войну, в Гражданскую уничтожали друг друга так же неистово, как общего недруга-германца. Нам ли их судить теперь? И те, и другие кровью старались доказать свою правоту.

В. Фоменко,

сотник, член Кропоткинского городского общества историков архивис-тов РОИА.

(Возможность связаться с Владимиром Фоменко существует, звоните по телефону редакции 5-20-87).