По данным Павловского историко-краевед­че-ского музея, 1924 год значится временем официального появления на карте Кубани хутора Ленинодара.

Этот небольшой населенный пункт относится территориально к Среднечелбасскому сельскому поселению Павловского района. Проживает на Ленинодаре около 600 человек. Находится хутор в юго-западной части района, живописно вытянулся вдоль речки Сухая Челбаска, которая впадает в реку Челбас. Граничит Ленинодар с Каневским и Ленинградским районами.

Один из первых поселенцев здешних мест М. Журба в районной газете рассказал, как зародился хутор. В публикации, датированной 1986 годом, говорилось, что его основателями в 1921-1922 годах стали девять семей, пострадавших от белых банд Шкуро и бывших политкаторжан из Сибири, которые родом были из этих мест. Новоселы облюбовали участок вдоль реки Челбас. Земля эта принадлежала гурту станицы Новопластуновской. С председателем сельсовета Ф. Самойленко и секретарем С. Филипенко встретились прибывшие. Но власти не хотели уплотнять казаков и отправили задумавших создать коммуну в Бондареву Балку.

Голытьба с трудом выкопала землянки, а укрыть их помог Д.П. Жлоба, бывший командир Стальной дивизии, который стал уполномоченным по борьбе с беспризорностью. Проезжая здешними местами, он увидел бедственное положение новоселов и похлопотал о них.

Так стали обрисовываться очертания хутора, который назвали Сибиркой. Но время было неспокойное. Вокруг промышляли грабежом банды, не примирившиеся с Советской властью. От них и пострадали будущие коммунары, которым пришлось защищать свои семьи самим. Были и потери – убитые, раненые.

Тогда, не видя защиты от местной власти, направили они ходоков в Москву, к Ленину. Как уточнил краевед Н.И. Житнюк, искать правду и опору отправились три посланца от новоселов – П.Г. Поздняков, И.Е. Курило и Я.П. Каюда.

Вождь пролетариата тогда сильно болел. И посланцы с Кубани встретились, по одним сведениям, с секретарем Л.А. Фотиевой, по другим – с Всероссийским старостой М.И. Калининым. Но, как бы то ни было, в Москве поддержали ходоков. И вскоре пришла на Кубань телеграмма, обязывающая местные Советы предоставить землю коммунарам. На общем сходе постановили избрать председателем А.И. Музыченко, а хутору дать новое имя – Ленинодар.

Л. Днепрова.