Школа, доступная для всех

Где дети-инвалиды могут получать образование? Об этом рассказывает главный специалист управления образованием О.А. Воронина:

В школах района есть несколько форм обучения таких детей. Это очное, когда ребёнок по медицинским показаниям может посещать школу без особых ограничений. Он обучается в общеобразовательном классе либо в специальном коррекционном – по адаптивным программам.

Другой вариант – инклюзивный. Ребёнок может совмещать две формы: обучаться на дому и посещать массовую школу. Для этого должно быть заключение межведомственной комиссии, которая уже четвёртый год работает на базе ЦРБ.

Третий вариант – обучение на дому по индивидуальному учебному плану. Для этого необходимо заключение клинико-экспертной комиссии ЦРБ, которая выдаётся на один учебный год. Такой ребёнок по медицинским показаниям имеет полное право посещать дополнительные занятия, консультации, внеклассные и общешкольные мероприятия в обычной школе. Но для этого необходимо заключение и рекомендации межведомственной комиссии.

 

* * * * *

Образовательные технологии

Дети-инвалиды, обучающиеся на дому и имеющие медицинские показания в работе с компьютерной техникой, получили возможность использовать дистанционные образовательные технологии. В районе определена базовая школа (СШ № 2 ст. Павловской), в которой работает центр дистанционного образования. Там в дистанционном режиме получают знания десять детей-инвалидов из школ района. Обучение ведётся как по образовательным, так и по программам дополнительного образования. Занимаются с ребятами учителя данной школы, прошедшие специальное обучение, и педагоги центра дистанционного образования из Краснодара.

Чтобы обучаться дистанционно, необходимо согласие родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида, медицинские показания и заключение с рекомендациями межведомственной комиссии.

 

* * * * *

Иные формы обучения

Существуют иные формы получения знаний детьми-инвалидами. Это семейное образование и самообразование (только на старшей ступени).

 

* * * * *

В ногу со временем

Сейчас особое внимание уделяется инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, так как оно обеспечивает равный доступ к образованию всех обучающихся с учётом их потребностей.

И в нашем районе создана школа по организации инклюзивного образования. Она уже работает. Открыта на базе СШ № 12 ст. Павловской. В ней для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены пандус, санитарные комнаты со специальными приспособлениями, медицинский кабинет и другое.

 

* * * * *

Не готовы к переменам

Мировая практика не выявила никаких отрицательных последствий инклюзивного образования ни для детей с ограниченными возможностями, ни для их одноклассников.

Однако многие педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения. Случается, родители здоровых детей выступают против того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Нелегко бывает преодолевать и материальные трудности – многие школы попросту не оборудованы для нужд таких детей.

 

* * * * *

Отношение изменилось

В школах стали появляться элементы безбарьерной среды. К ним относятся пандусы, тактильные указатели, противоскользящие покрытия, специальное реабилитационное и компьютерное оборудование. Да и сам образовательный процесс адаптируется к потребностям детей-инвалидов.

За последнее время ситуация в отношении общества к людям с инвалидностью меняется. Многое делается и в регионах, и в государстве в целом.

 

* * * * *

Дух един

Присутствие таких инвалидов в массовой школе благотворно влияет не только на их адаптацию в обществе, но и на духовное состояние здоровых детей. Они начинают понимать, что все люди разные и оказывают помощь тем, кому труднее. Дети учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости.

Подмечено, если ребёнок имеет проблемы физического развития, его умственные способности могут быть выше, чем у среднестатистического школьника. Если по физическим особенностям мы разные, то по духовному состоянию мы едины. Важно, чтобы это понимали наши школьники.

Записала Н. Тарасенко.