(отрывки из интервью епископа Тихорецкого и Кореновского Стефана (Кавтарашвили) газете «Тихорецкие вести»)

Монах и епископ

В полтора года приехал из Белгородской области на Кубань. Так что хоть и не отсюда родом, для меня все равно этот край родной. Нужно питать любовь к особому степному ландшафту, чтобы жить здесь. Что касается моего монашества, то скажу, что на жизненном пути не встречал монахов. Меня к этой стезе, как это ни странно, приблизил «белый» батюшка (белое духовенство – священники, имеющие семьи). Произошло это еще во время службы в армии. Я познакомился с настоятелем храма, где был прихожанином. Священнослужитель много времени уделял моему воспитанию. Он ориентировал на то, что монашество – преимущественное служение Церкви, оно выше и лучше. И в семинарии понял, что это действительно мой путь. Меня подтолкнули к этому решению ректор, нынешний архиепископ Евгений, и владыка Гедеон, тогда он был митрополитом Ставропольским и Бакинским.

Монашество предполагает уединение, «монос» означает один, один в молитве. А епископство – служение апостольское. Богу угодно, чтобы я находился в пучине событий, среди народа. Но ведь мое служение в интересах Церкви, и каждый монах – это послушник Церкви. Куда Церковь направляет, там и должен нести послушание. Во все времена, епископ – архипастырь, первосвященник, который занимается церковно-литургической деятельностью, благовестием, ну и церковно-административную работу никто не отменял. На самом деле целый пласт вопросов, которыми занимается исключительно епископ: бракоразводные процессы, самоубийства и т.д.

отрывки из интервью епископа Тихорецкого и Кореновского Стефана (Кавтарашвили) газете «Тихорецкие вести»)Каждому батюшке – по призванию

На епархиальном собрании мы образовали новые благочиния и создали аппарат управления. Будем уходить от «ремесленничества» в служении священников. Ведь просто священник-требоисполнитель – ремесленник. Созданная аттестационная комиссия проверит уровень подготовки батюшек. Она будет их, выражаясь вашим языком, курировать. Есть батюшки, знающие историю, есть обладатели музыкального слуха и голоса, а есть с коммуникабельными способностями. В зависимости от уровня подготовки священники будут закреплены за определенной сферой: работа с воскресными школами, с хором или с общеобразовательными учреждениями и т.д.

Приход появляется тогда, когда люди этого хотят, когда они нуждаются в нем. У нас есть опыт, когда сначала мы образовывали воскресные школы, потом открывали приход. В Незамаевской станичники сами попросили открыть молельную комнату. Пока она находится в ДК. Есть и алтарь, и иконы. Причем иконы делали дети из школы-интерната ст. Новолеушковской.

О мирском

Запретов нет. Просто есть внутреннее неприятие, понимание, что ты уже вырос из определенных передач. Мне нравится канал «Телепутешествие», хотя долгие поездки я не люблю. Всегда смотрю новости, конечно же, православные каналы «Спас», «Союз». Книги… И Пикуля приходилось читать, и Лескова, люблю Достоевского. Неравнодушен к оперному искусству, хотя образования музыкального нет. Но у меня был хороший нас-тавник, преподаватель Ставропольского института культуры Любовь Петровна Степина. Она научила слушать и понимать оперу и музыку. Родился с голосом, поэтому поставили в архиерейский хор, но когда стал петь, понял, что одного дара мало. Пришлось брать уроки музыки. Самый лучшие для меня русские композиторы Мусоргский, Чайковский, а зарубежный – Верди. Оперы, которые заслуживают внимания, – «Хованщина», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Аида», «Леди Макбет».

Опера – элитарное искусство, в ней нужно разбираться. Она требует определенных знаний вокала, школы, декораций. А сегодня на опере пытаются заработать и из высокого искусства превращают в шоу. Почему «Хованщину» можно слушать во все времена? Потому что там христианский дух, и писалась она для людей, в которых он был. А сейчас много пошлости в операх.

Гордыня – самый страшный грех. Мы рождаемся уже с этой страстью. Святые отцы говорят, что гордыня – извращенная добродетель. Между самоуважением и себялюбием настолько тонкая граница… Нас это самоуважение может увести от Бога. Если мы кичимся своим самоуважением, мы теряем независимость от страстей.

Об Украине

Если бы народ был единым в целях, устремлениях, в главном был единым, этого бы не получилось. Существует целая наука по расшатыванию политических ситуаций в разных странах. Мы подобное уже переживали в 90-е годы. Мы должны понимать, что никто там, будь то Майдан или Манежная площадь, не думает о свободах, демократии, это всё призраки. Массу людей просто направляют и повелевают ею. Везде лишь тотальное насаждение мировоззрения и преследование интересов тех, кто стоит за ширмой. Но что невозможно человеку, возможно Господу, поэтому нужно молиться, уповать на спасение.

О «болезнях» школы

Проблема в том, что педагоги, которые призваны учить чистому, светлому, обучают математике и письму. Сами они этого не понимают. Как только Церковь пытается завязать отношения, учителя сразу преграждают путь. Мол, мы и так всё, что надо, даем. Вот минимум (касаемо религии, этики и общечеловеческих ценностей), а с остальным, когда вырастет ребёнок, определится. Но тут надо говорить, что пусть он и с математикой, и географией после определится. Лет в 20 начинает азбуку открывать…

Следующая проблема: учителя не готовы преподавать основы православной культуры. У многих до сих пор стереотипы, что Церковь – что-то тёмное, средневековое, в чёрных платочках, связанное с гробами, и, как часто учителя сами говорят, религия лишает социальной активности школьника. Всё упирается в миф, что Церковь сажает под колпак. Это не так, мы вместе с обществом развиваемся, но не в угоду обществу.

Анекдот от владыки

Идет монах. А навстречу разбойник:

– Монах! Правда, если ударить тебя по левой щеке, подставишь правую?

И ударил его: раз с одной стороны, раз – с другой.

Но монах говорит:

– В Писании также сказано: «Каким мерилом меряешь, таким и тебе отмерено будет».

И дал ему в ответ.

Если серьезно, то «око за око, зуб за зуб» означает: делай не больше того зла, которое тебе нанесено. Здесь сразу идет ограничение, и нет напутствия мстить любой ценой. В анекдоте просто поверхностное знание Священного Писания. И в этих историях послушникам приходилось открывать глаза обидчикам их же методами.

А если вернуться к понятию «прощение», то настоящий христианин не будет копить злобу, если он только начнет мстить, он сразу же перестанет быть христианином.

Подготовила Я. Ляшенко.

Фото предоставлено пресс-службой Тихорецкой епархии.