Валерий Евгеньевич Коновалов
Валерий Евгеньевич Коновалов

Любимое занятие чаще появляется в юности, когда человек ищет себя в этом мире. Гораздо реже – в более сознательном возрасте.

Житель хутора Нового Валерий Евгеньевич Коноваловстал заниматься резьбой по дереву в 2007 году. Сейчас его работами восхищаются  зрители, а коллеги-мастера придирчиво оценивают технику, материалы. Как признание – дипломы участника различных выставок и медали победителя. Последняя из которых – за третье место в номинации «Творец деревянных кружев» краевой ярмарки «Кубанские народные промыслы и ремесла», организатором которой стало Законодательное Собрание края. Действительно, тщательность обработки каждой вещи удивляет. Есть такие тонкие и изящные поделки, что с трудом представляешь, а как это сделано. Воистину – кружева.

На Кубани тепло

Родом же Валерий Евгеньевич с Вологодчины. Когда ему был всего год – родители отправились осваивать целину в казахских степях.

Можно сказать, что и я поучаствовал в этом, – улыбается мой собеседник.

Там же окончил школу, затем – на отлично сельскохозяйственный техникум, получил специальность механика. Отслужил положенный срок на Северном флоте.

А когда ж перебрались на Кубань?

За отличные успехи в учебе меня, студента техникума, поощрили поездкой в Сочи. Море, солнце, горы… Но больше всего удивило как тепло зимой, все ходят в костюмчиках. В Казахстане так не бывает. Захотелось переехать.

Мечта осуществилась в начале 80-х. Сперва остановился у родственников в Армавире, потом нашел работу в Краснодаре. На хлопчатобумажном комбинате был помощником мастера. Встретил девушку из Павловской – студентку Кубанского университета. Поженились. Так оказался здесь.

Успел поработать в школе № 10, обучал ребят управлению трактором, был немного­  завхозом. Затем в трудовой книжке значится асфальтобетонный завод Павловского ДРСУ.

Но в 2006 году подвело здоровье. Получил инвалидность.

Вроде здоровый мужик, а тут… – немного смущаясь, добавляет мой собеседник. – Спасибо руководству предприятия – нашли возможность перевести на легкий труд. Продолжил работать.

Уж не знаю, как и почему, но часто, перенеся серьезное заболевание, человек начинает иначе смотреть на жизнь, по-другому воспринимает окружающее. Так случилось и с Валерием Евгеньевичем.

В очередной раз на завод привезли речной песок. В нем – обычная коряга, корень какого-то дерева, мусор, но…

Взял в руки, а она – легкая. Попробовал резать и… понравилось.

Что, чем и как делать – искал сам, по наитию, пользовался подручными средствами. Видя такое увлечение, близкие подарили набор специальных инструментов.

Рядом речка, есть лодка, снасти, но как только выпадает свободное время – я к ложкам.

Свой стиль

О любимом занятии может говорить часами.

Вот эта ложка из абрикоса, эта – из сирени. Верба самая легкая как по весу, так и для резьбы. Всё наше, кубанское. Какие оттенки и рисунок древесины, мало кто знает, поэтому, когда последние два года стал выставлять работы для всеобщего обозрения, специально подготовил и образцы с указанием пород. Народ удивляется: красиво.

Еще бы! В изделиях это искусно обыгрывается. Вот ложка из сирени, на ручке вырезана веточка ландыша. Причем лист имеет более темный оттенок, а цветы-колокольчики почти молочного цвета. Часто именно древесина подсказывает, что из нее сделать. В основном это – растительные мотивы.

У меня ведь нет художественного образования. Но всегда хорошо срисовывал. Творчеством занимались мои родители: мама в свободное время плела кружева на коклюшках (те самые, вологодские), а отец, далеко не художник, однажды нанес на алюминиевый бидончик рисунок коня. До сих пор в памяти он остается яркой картинкой. Пробую сделать такого же, но пока не получается…

Немного лукавит Валерий Евгеньевич: отсутствие художественного образования он с лихвой компенсирует конструкторским, инженерным подходом к работе. Это его ноу-хау. Изделия при небольших размерах получаются объемными, сложными и при этом ажурными.

Для ложек использую цельный кусок древесины, ничего не клею. Готовую вещь обрабатываю льняным маслом с воском. Подвижные части вырезаются и обрабатываются в процессе работы. Чем сложнее – тем интереснее.

Легко сказать, да трудно поверить. Он показывает ложку, в ручке которой свободно перемещаются три деревянных шарика (мне она чем-то напомнила детскую погремушку).

А это как?

Какие только версии не выслушивал на выставках. Самая интересная – размочить в воде ложку и «впихнуть» шарики. Приходится разъяснять, показывать: подвижные части можно расположить таким образом, что совпадут и оттенок, и рисунок на дереве. А ведь эти признаки – как отпечатки пальцев у человека – неповторяющиеся.

Верю, но еще больше удивляюсь другой вещи. «Один с сошкой, семеро с ложкой» (так называет ее мастер). Подставка, напоминающая модные комплекты для чайных чашек с блюдцами, только в ней семь ложек, игриво свисающих по кругу (на снимке внизу слева). Все – из одного куска дерева. «Как» – уже и не пытаюсь понять.

Подарить не зазорно

Сделанные мастером ложки можно использовать по назначению, но большинство из них, конечно же, – сувенирные (жалко такими борщи хлебать). Их подарить не зазорно.

Почти мистическую историю рассказал Валерий Евгеньевич:

Древо обладает особой энергетикой, оно живое. Я чувствую. Иногда кажется, что ложки сами выбирают себе хозяина. Мне все они очень дороги. На изготовление одной может уходить до месяца кропотливой работы. Пока не готов их продавать. Показать, рассказать – пожалуйста. Иногда делаю на заказ. А тут посетительница выставки на Атамани очень захотела приобрести одну из них с женским именем. Отказал. В Краснодаре на последней ярмарке история повторилась. Кода вернулись домой, стал замечать, что на той ложке появляются пятна, как будто она плачет. Для себя решил, если еще раз встречу покупательницу (а ее мы с супругой запомнили) – отдам. Вот так.

Японская методика

А ученики у вас есть?

Пока нет, – отвечает Валерий Евгеньевич. – Дочь живет в Павловской, работает экономистом, сын – военный, служит в Томске. Внуки маленькие. Да и не всякий сможет этим заниматься. Тут ведь терпение требуется огромное. Не у каждого оно есть. Можно его вырабатывать у себя по японской методике.

Это как?

Да они заставляют детей палочками по зернышку перебирать смесь риса и другой крупы.

Да, до Японии далеко, а вот найти собратьев по увлечению мастеру удалось по Интернету. Освоил компьютер, зарегистрировался в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте». Ищет специальную литературу, обменивается опытом. Оценил и возможность личного общения на ярмарках. Кстати, просил поблагодарить работника управления культуры районной администрации Елену Степановну Ганиеву за помощь в организации поездки в Краснодар на выставку народных промыслов.

Сейчас большая часть его работ экспонируется в художественном салоне Тихорецка.

И всё же одного ученика я увидела, вернее, ученицу. Ольга Николаевна (вторая супруга Валерия Евгеньевича) тоже пытается творить. Изготовила несколько небольших ложек. Да пока всё некогда.

Двор гостеприимных хозяев утопает в цветах, на грядках растут овощи. Многое и здесь сделано руками хозяина: горка для петуний, мостик с перилами, фонари освещения, арки с вьющимися растениями, неглубокий бассейн «двойного назначения»: и для купания внуков, и для полива рассады…

Покидая мастерскую, где мы беседовали,  невольно взглянула на заготовки. В них которых едва улавливались очертания будущих ложек. Каких? Об этом ведает только мастер.

С. Касьян.