2014‑й – год 220‑летия родной Незамаевской. Всем, кто живёт здесь, а тем более – родился или имеет родовые корни, станица бесконечно дорога. В родной земле покоятся наши предки, родные люди, друзья. Здесь каждое новое поколение делает свои первые шаги, вступает в большую жизнь, в свою судьбу.
Истоки  в Запорожской Сечи
Незамаевская! Твоя судьба оказалась героической и трагической. А гордая история станицы началась в Запорожской Сечи. В реестре Запорожского войска 1756 года среди 38 куреней значится и Незамаевский. Фамилии некоторых реестровых казаков сохранило время, и их потомки живут в станице. Это семьи Горб, Коваль, Коваленко, Колос, Кравец, Зеленские, Дудник, Слюсарь, Смаль, Скрыпник, Сирый, Чернявский, Тесля, Чёрный, Шульга…
Есть в реестре фамилии, которых нет сегодня в станице, но старшее поколение их помнит: Швец, Лях, Зуб, Литвин, Дудка, Ткач, Маляр, Чуб…
Все поколения незамаевцев отличала патриархальная любовь к куреню, станице, лучшим её людям, честью и славой которых дорожили.
Великий Гоголь в «Тарасе Бульбе» посвятил незамаевским казакам и их атаману Кукубенко немало строк. «…Чугунные пушки много горя принесли казакам. Как закипел атаман Кукубенко, увидевший, что лучшей половины куреня нет! Разом вбился он с остальными незамаевцами в самую середину. Там, где прошли незамаевцы – там и улица. Где поворотились – там уж и переулок». Смертельно раненный атаман произнёс завещанные нам слова: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи!
Пусть же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!».
И поселились у Еи
В своей новой родине, Черномории, казаки, поливая её потом и кровью, свято берегли традиции. Переселившись к реке Ее, установили сразу походную церковь.
Жили сначала в землянках, корчевали деревья и кустарники, в реке ловили раков и рыбу. Богатство земель радовало первых поселенцев, они благодарили Мокия Гулика за добрый совет «как можно скорее испросить повеление на переселение».
Незамаевские казаки несли службу на всех кордонах, но больше всех их было на Ольгинском. Во всех войнах, которые вела Россия, мужественно сражались незамаевцы. Многие имели награды, в том числе Георгиевский крест. Его имели Семён Чернявский, Степан Локоть, Тарас Дешко, Тихон Ткаченко, Савва Черевко, Михаил Сёмка, Евсей Сай, Яков Серый, Митрофан Конох, Иван Задорожний, Деомид Харченко, Иван Карпенко, Павел Алексеенко, Пётр Будний.
Жизнь за Россию
В годы Первой мировой войны, 100‑летие с начала которой отметили в этом году, сотни незамаевцев отдали жизни за Россию, выполнив заветы отцов: «Жизнь – Отечеству, честь – никому». Собраны более 300 фамилий тех, кто сражался на Западном и Юго‑Западном, Северном, Румынском и Кавказском фронтах: урядники Гутор Семён Иванович, Зубов Александр Лукич, Залесский Василий Лукич, Ветер Максим Николаевич, Чередниченко Александр Галактионович, казаки Чередниченко Семён Александрович, Фицкий Григорий Захарович, Никифор Луцык, Алексей Додильный, Никифор Самарский, Василий Шевченко и многие другие.
Украшением воинской славы незамаевского казачества стало имя генерал‑лейтенанта генерального штаба Ивана Емельяновича Гулыги. Его отец за мужество под Анапой (1828) получил дворянское звание, не раз избирался атаманом станицы Незамаевской, воспитал сына – героя. Всего 65 офицеров Кубанского казачьего войска имели награду «Золотое Георгиевское оружие». Один из них – наш незамаевец И.Е. Гулыга.
Братоубийственная война
В России мировая война переросла в гражданскую. Ожесточённо убивали друг друга братья по крови, но разные по убеждению: «белые» и «красные».
24 февраля 1918 года Незамаевская торжественно встретила Добровольческую армию генерала Корнилова. Пополнила её ряды. Обеспечила продовольствием, фуражом, лошадьми. Казаки заверили Корнилова, что всегда будут ему опорой.
Изучая военно‑статистическое обозрение Кубанской области за 1900 год, убеждаемся, что в те годы Незамаевская – богатейшая станица Кубани. По числу жителей станиц Ейского отдела она на 3‑м месте. В Уманской (Ленинградской) проживало 14100, в Староминской 13 663, а в Незамаевской – 13 202 человека. В Павловской – 7 894, в Новолеушковской – 7 670, в Старолеушковской – 5 978 человек.
К 1914 году Незамаевская увеличила свой потенциал. В ней проживали свыше 17 тыс. человек, имелось 42 386 десятин земли, немало промышленных предприятий. За неё отчаянно боролись «белые» и «красные». Здесь с войсками побывали генерал Покровский, полковник Науменко (атаман ККВ в зарубежье); Будённый, Городовников, Сорокин, Кочубей. Ожесточённость приобрела уродливые формы: «белые» четвертовали борца за советскую власть В.И. Краснова. «Красные» посередине храма под Пасху зверски замучили священника отца Иоанна Пригоровского. (Канонизирован православной церквью в 2000 году. В Незамаевской есть свой Святой).
В последнем, самом крупном, конном сражении под Егорлыкской 1 марта 1920 года погибло более 600 незамаевских казаков. Но даже после всех кровавых потрясений гражданской в 1925‑1929 гг. в Незамаевской проживало 15 023 души.
На «чёрной доске»
Больно сказались на старой казачьей станице раскулачивание, расказачивание и коллективизация. Но страшнее голода 1932‑1933 годов для жителей станицы не было ничего. Занесённая на «чёрную доску», полностью лишённая продовольствия, она вымирала. Свидетели того страшного времени – старожилы Незамаевской А.Н. Алёхина и А.М. Клименко рассказывают: «Великое горе пережили незамаевцы. Пухли, умирали от голода. Идёшь по улице – лежат мёртвые люди. На подводы для своза на кладбище грузили и тех, кто ещё не умер. Потому что подвода на завтра будет собирать мертвецов уже на другой улице. На детей страшно было смотреть: руки, ноги, грудка – скелетики, а животы огромные. Собак, кошек, мышей не было – поели люди. «Резуны» (так называли тех, кто питался человечиной) ели детей. Люди умирали тысячами. Их осталось меньше половины».
Но в 1934 году жизнь в станице резко изменилась к лучшему. Открылись магазины, в которых в изобилии были продукты и промтовары. Заработали кирпичный и черепичные заводы, на которых бывший хозяин Я.В. Ра-зинкин работал не покладая рук. В многочисленных колхозах станицы действовала самая современная сельскохозяйственная техника, принадлежащая Незамаевской МТС.
Был такой район
1 января 1935 года появился Незамаевский район, в который вошли 3 сельсовета: Незамаевский, Весёловский и хутора Плоского (ныне село Шевченское Крыловского района). Странно, но исконные земли Незамаевского зерносовхоза с отделениями были переданы в новый Калниболотский район.
Пять с половиной лет существования Незамаевского района дали для станицы новый взлёт. Были построены красивые кирпичные здания разного назначения. И хотя менялись руководители района, наиболее значимый след оставили первые секретари Антон Митрофанович Янин (друг Г.К. Жукова) и Устин Лаврентьевич Гревцев. При них стахановское движение, патриотическое и культурное воспитание достигли апогея. Жизнь улучшилась.
Много недоумений вызвало у незамаевцев упразднение района. Это был настоящий «разор» для Незамаевской. В Калниболотскую вывозились мебель, стройматериалы. Рушились здания, вся продукция кирпичного завода отправлялась на благоустройство в новый районный центр.
На фронтах Отечественной
22 июня 1941 года – день скорби и печали. Станичники узнали о великом горе, нависшем над страной. Уже 23 июня ушли на фронт первые призывники И.Т. Ванжула, П.Ф. Цыбуля, А.М. Аброськин, А.К. Храпаль, П.Р. Лоб. Затем – Ф.Ф. Макаров, Ф.Ф. Гайдаров, И.Т. Наконечный, Г.П. Дёмин, М.С. Паршко.

Беспокойная душа «Родилась в Незамаевской на пятый день войны», – так говорит о себе автор этой статьи Алина Иосифовна Бессчётнова (на снимке). Училась в местной школе. Закончила её в 1958‑м. Поступила в Анапский сельскохозяйственный техникум – на винодельческое отделение. С 1961‑го по 1971‑й возглавляла садово‑огородную бригаду, была агрономом бригады № 4 и агрономом-энтомологом колхоза «Страна Советов». Следующие жизненные этапы – секретарь парткома хозяйства, директор СШ № 53 (её уже нет в станице). В соседней Крыловской, куда переехала семья, работала в райисполкоме и директором школы. Потом – директором в СШ № 5 ст. Весёлой. С 1993‑го постоянно живёт в Незамаевской. В СШ № 14 проработала более 20 лет, а общий её педстаж – 38 лет. Трудовой – без малого полвека. Вела в родных школах природоведение, основы агрономии, историю и обществознание. Алина Иосифовна придавала очень большое значение образованию. Поэтому закончила два вуза – Ленинградский сельхозинститут в г. Пушкине (Царское Село) и педагогический факультет Московской сельхозакадемии им. Тимирязева. Ветеранскую первичку возглавляет последние пять лет. В 2009 она написала книгу «Незамаевская» об истории и людях станицы. Сейчас работает над её переизданием. Она – почётная казачка станицы. Корни эти – по материнской линии. В местном казачьем обществе таких шестеро, включая известного всем В.И. Муравленко.

Беспокойная душа
«Родилась в Незамаевской на пятый день войны», – так говорит о себе автор этой статьи Алина Иосифовна Бессчётнова (на снимке). Училась в местной школе. Закончила её в 1958‑м. Поступила в Анапский сельскохозяйственный техникум – на винодельческое отделение. С 1961‑го по 1971‑й возглавляла садово‑огородную бригаду, была агрономом бригады № 4 и агрономом-энтомологом колхоза «Страна Советов».
Следующие жизненные этапы – секретарь парткома хозяйства, директор СШ № 53 (её уже нет в станице). В соседней Крыловской, куда переехала семья, работала в райисполкоме и директором школы. Потом – директором в СШ № 5 ст. Весёлой. С 1993‑го постоянно живёт в Незамаевской.
В СШ № 14 проработала более 20 лет, а общий её педстаж – 38 лет. Трудовой – без малого полвека. Вела в родных школах природоведение, основы агрономии, историю и обществознание.
Алина Иосифовна придавала очень большое значение образованию. Поэтому закончила два вуза – Ленинградский сельхозинститут в г. Пушкине (Царское Село) и педагогический факультет Московской сельхозакадемии им. Тимирязева.
Ветеранскую первичку возглавляет последние пять лет.
В 2009 она написала книгу «Незамаевская» об истории и людях станицы. Сейчас работает над её переизданием. Она – почётная казачка станицы. Корни эти – по материнской линии. В местном казачьем обществе таких шестеро, включая известного всем В.И. Муравленко.

Сильные мужчины ушли на фронт, оставив на слабые женские, стариковские и детские плечи все тяжёлые работы. Ветераны тыла Т.Ф Алейникова, В.М. Дахно, В.Е. Дахно, К.Г. Берлинова, К.А. Бычкова, А.И. Серая и другие вспоминают: «Убирали хлеб, молотили, перевозили, косили, скирдовали, доили… Работали на пределе человеческих сил, теряя сознание, поднимались и снова трудились под девизом «Всё для фронта – всё для Победы». А иначе мы не могли».
Тысячи незамаевцев вносили свой вклад в победу над сильным врагом. Они воевали на пограничных заставах, под Москвой, Ростовом, Сталинградом, освобождали Кубань, Керчь, Крым, Харьков.., дошли до Берлина. Назвать всех поимённо невозможно, но и не назвать нельзя. Это Герой Советского Союза Г.И. Свердликов, полный кавалер орденов Славы Н.И. Дейнега, орденоносцы И.Ф. Артюх, М.Т. Чернявский, Н.Г. Андрющенко, Д.Я. Разинкин, И.М. Гутор, А.П. Полевик, Г.Е. Луцик, А.А. Жеребенко, И.П. Будний, Ф.Ф. Макаров, Ф.Ф. Гайдар, П.Т. Казачёк, Т.Л. Удовенко, И.Л. Ламаш, С.Д. Дахно, А.И. Петрусенко, С.Д. Ульянов, будущие генералы С.М. Крылов и И.Г. Шульга…
На мраморной доске обелиска Славы выбиты имена погибших в кровавой войне: В.Р. Алисионок, П.З. Девятка, М.Ф. Достов, Н.Ф. Донец, П.Ч. Беляк, З.П. Додильный, Е.Г. Коваль, Н.Ф. Дейнега, П.В. Грибанов, С.И. Евглевский, П.М. Коновалов, Н.П. Ванжула, М.П. Дешко, И.И. Клименко, Н.М. Семко, Н.Н. Яресь… Имён более 200. Но погибло значительно больше. Ведь на многих даже похоронки не пришли.
В мирное время
С огромным трудом восстанавливали хозяйство. Пахали, сеяли, убирали, скирдовали, доили – всё почти вручную. Огромную роль выполняла МТС. Её директор М.М. Петров отличался высокой ответственностью. Молодёжь получала профессию тракториста.
Лучшие механизаторы были поощрены поездкой на ВДНХ. Ехали в кузове грузового автомобиля ГАЗ‑51, водитель – Конопля Михаил. Мужчины соорудили дуги на верх кузова, натянули брезент, поставили скамейки и – вперёд за 1 200 км в Москву.
В мужской компании была одна женщина – Таисия Ивановна Клименко. Первая трактористка женской тракторной бригады МТС. В годы войны трудились трактористками Р.Н. Жеребненко, П.А. Кирий, Е.А. Жеребненко, Е.А. Ильенко, А.Ф. Храпаль… молодые женщины работали по 14‑18 часов.
Под руководством А.М. Литвиненко ударно развивалась местная промышленность: швейная мастерская, сапожный, столярный, бондарный цеха. Шили шубы, шапки, чинили кожи, валяли валенки, трудились шорники, ремонтники. Завод выпускал высококачественный кирпич. Маслозавод производил твёрдые сыры, сливочное масло, брынзу, сметану, мороженое…
Дети обучались в 4‑х школах: СШ № 2, ВШ (буденновская) № 53, начальная «Зареченская» № 11 и «Вершинская» № 13. В клубе местные артисты ставили спектакли по пьесам А. Островского и И. Котляровского…
С 1 сентября 1953 года Незамаевская перешла в Крыловский район. И начался её новый развал. Крушили недоломанное в 1941 году при переходе в Калниболотский…
В феврале 1956 года хозяйства объединили в один колхоз – «Страна Советов», его председателем был избран Ф.Ф. Макаров, секретарём парткома В.П. Спесивцев. Уже в 1957 году в станице было два клуба, 9 детских садиков, баня, радиоузел, пекарня, столовая, три магазина и лари,  кинотеатр «Звезда», две библиотеки, кирпичный завод, маслозавод.
Были построены мельница, в которую привозили на помол пшеницу даже из Крыловской, Новоивановской и всех ближайших хуторов. Отличное растительное масло теперь получали в своей маслобойне. Строились новые корпуса МТФ, СТФ, ОТФ, ПТФ. Незамаевцы честно и добросовестно трудились на полях и фермах. Почётен был труд механизаторов, животноводов. Именно труд был мерилом человеческой жизни. С огоньком трудились Герой Социалистического Труда Наталья Захаровна Кобелева, награждённые орденом Ленина И.Е. Марущенко (Карпенко), А.Ф. Склифасовский, Н.Т. Стороженко, орденоносцы И.И. Жаворонко, М.Л. Засименко, Г.Д. Конок, Т.К. Артёменко, Н.П. Грахов, М.П. Грахова… (покойные) и ныне здравствующие – Н.А. Коваль, П.Д. Мелета, А.И. Шашко, М.И. Косовец, В.А. Герасименко, Г.И. Саенко…
Добрую память о себе оставили любимые учителя Н.К. Хорошевская, Р.Ч. Несина, И.И. и К.М. Катаевы, Н.М. Ветер, В.А. Петренко, В.Г. Сай, В.А. Манокина и многие другие, ныне здравствующие В.А. Мелета, Т.А. Сахно, В.В. Клименко, Г.Н. Бидник, Р.М. Иващенко, Г.М. Ляшенко и многие другие.
О прекрасном медике В.К. Папаценко до сих пор вспоминают старожилы. Более 40 лет была главным врачом И.В. Сальникова.
Город в честь незамаевца
Дорогая Незамаевская! В день своего 220 дня рождения ты называешь имена лучших своих тружеников. Но достойнейшим из достойных – золотом блестит имя твоего сына – Виктора Ивановича Муравленко. Родная земля дала ему силы, разум стать знаменитым нефтяником мира. Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР, удостоиться 4‑х орденов Ленина, Октябрьской Революции, многочисленных медалей, званий, профессора, доктора наук. В честь незамаевца назван город в Сибири.
А. Бессчётнова,
краевед.