Так было уготовано судьбой, что станица Старолеушковская, которой в этом году исполнилось 220 лет, занимает особое место в моей биографии. В школьные годы с родными, друзьями я часто приезжала сюда, на берега Челбаса, чтобы отдохнуть на колхозном пляже –  чистом, благоустроенном, с раскидистыми вербами у воды и диковинными для нас в 70-е годы аттракционами. В юности, учась на курсах секретарей-машинисток, познакомилась и подружилась с обаятельной старолеушковской девушкой – Наташей Ковальковской. Её отец Григорий Кузьмич ряд лет работал на колхозной маслобойне, был хорошим производственником.
Об этой приятельнице – Наталье Григорьевне Воротниковой (по мужу) – лет десять назад узнали по всей Кубани. Опытный техник-осеменатор, Наташа становилась победителем и призером районных, краевых и всероссийских конкурсов профессионального мастерства, прославив родную станицу и местное хозяйство, которое сейчас называется предприятие «им. Гармаша И.И.».
Так вышло, что и мне довелось отработать в Старолеушковской в начале 80-х годов счастливую пятилетку. Занимаясь выпуском многотиражной газеты, которая, замечу, издается с 1961 г. (!), немало интересных людей встретила на пути. И очень горжусь тем, что и спустя четверть века общаюсь, дружу с некоторыми старолеушковцами.
Здешняя земля стала родиной для многих известных личностей. Среди них – Герои Социалистического Труда Иван Иванович Гармаш, первый председатель колхоза «Советская Россия» (в этом году исполняется 85 лет его основания), Иван Андреевич Голуб – почетный железнодорожник, руководитель трестов Министерства путей сообщения. Добрую память о них хранят старолеушковцы.

Хлеборобам – почтение вечное
Славится станица и своими кавалерами ордена Ленина. Их было немало в советские времена. А доныне здравствуют Григорий Иванович Шарый, Михаил Демьянович Мирошниченко, Владимир Андреевич Наумов – бывшие сельские труженики, всю жизнь растившие хлеб.
Ему, кормильцу нашему, была посвящена недавно завершившаяся в Краснодарской галерее «Сантал» художественная выставка. Её названием стали слова, известные нам с детства «Хлеб – всему голова». Газета «Вольная Кубань» посвятила этому событию целую страницу с фотографиями некоторых работ местных авторов.
Глядя на снимки полотен, на которых запечатлены земледельцы, почему-то подумала – да это же наши, старолеушковские хлеборобы. И показалось, что не годы назад, а только вчера я рассталась с ними и всё ещё ощущаю дыхание жаркой страды. И вспомнилось многое из времен молодости: напряженная работа с весны до осени,  с рассвета до заката, степной загар и мозолистые руки земледельцев, соленый пот, застилающий глаза, и пыльное  марево в поле, когда по нему плывут комбайны. А какое счастье отведать горбушку хлеба, испеченного из муки нового урожая! Заодно и порадоваться за награждаемых на празднике по окончании страды. Замечательные караваи выпекала к этому особому дню Дарья Антоновна Хомич –  младшая сестра Героя Социалистического Труда Василия Антоновича Диброва. Светлая им обоим память.
Увы, последние годы молодые стали забывать о тех, кто нас кормит. И порой проявляется пренебрежительное отношение к хлебу, который валяется под ногами, выбрасывается на помойки и в мусорные контейнеры. Каждый раз, когда вижу такое, щемит сердце, почему не ценим труд других. Ведь «Хлеб не только насыщение. Хлеб – обновление и радость… И никакая глыба золота не перевесит, крошку хлеба!» – был уверен писатель Михаил Алексеев.
Его слова перекликаются с основными моментами статьи «Хлеб – пища и символ (восточно-славянская семейная традиция)». Автор упомянутой научной работы, к слову, –  старолеушковец Николай Иванович Бондарь.
Ведущий этнограф России
К сожалению, с этим ведущим этнографом России во время его краткосрочных приездов в родную станицу, мне не удалось познакомиться лично. А вот об его экспедициях по хуторам и малым населенным пунктам Кубани в поисках старинных песен и обрядов много слышала, некоторые работы читала. И со студентами Кубанского государственного университета, занимающихся на практике таким нужным делом в нашем районе, не раз встречалась.
Позже немало узнала о земляке из газет «Кубанские новости», «Краснодарские известия», журнала «Родная Кубань». Пик интереса к личности Н.И. Бондаря пришелся на Год истории, когда славному старолеушковцу исполнилось 60 лет.
К тому времени Николай Иванович стал директором научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор», лауреатом премии администрации края, заслуженным деятелем науки Кубани, профессором КубГУ. И для потомков подготовил своеобразный итог своей 30-летней работы. Вместе с коллегами и студентами Н.И. Бондарь собрал на юге России более 120 тысяч (!) песен и обрядов старины. Это 4500 аудиокассет и около 200 видеозаписей. Весомый вклад!
Благодаря этому вечные ценности предков, по словам Николая Ивановича, обретают вторую жизнь в книгах, краеведческих программах для школ, в песнях, исполняемых вновь Кубанским казачьим хором.
И всё это время Н.И. Бондарь не забывает о своей малой родине, милой сердцу станице. Три года назад, давая предъюбилейное интервью, земляк особо отметил:
– Родился в старинной казачьей станице Старолеушковской. Еще со школьных лет знал многое из местных обычаев и носил казачью форму с гордостью. Мечтал стать то военным, то летчиком, то космонавтом, то археологом. Последнее взяло верх. Уехал в Ленинград  поступать в университет на кафедру археологии. И, увидев возобновление набора на кафедру этнографии, сделал выбор.
С тех пор наука, изучающая быт, обычаи, нравы, традиции, социальные нормы народов, стала делом жизни кубанского паренька. Николай в юности увлекался открытиями Н.Н. Миклухи-Маклая об аборигенах Австралии, которых изучал первооткрыватель. И об этом земляк написал первую научную работу. Написал и понял: этнография Кубани таит не меньшее число загадок. Вот тогда Н.И. Бондарь и окунулся в атмосферу прошлого, заодно пробивая открытие в университете культуры при краевом хоровом обществе, Краснодарском Доме творчества фольклорных кабинетов. Из них впоследствии и вырос известный в краевой столице центр традиционной культуры. Естественно, его возглавил основатель – Николай Иванович.
Кроме упомянутой работы Н.И. Бондарь стал автором многотомной серии «Фольклор и этнография Кубани», закончил книгу «Очерки  традиционной культуры казачества России». Но мне почему-то более дорого исследование земляка о хлебе. Может, потому, что в  работе этой собрана вековая мудрость предков, считавших хлеб основой всего, символом жизни и игравшего большую роль в обрядах казаков.
Нас, их потомков, старшие учили: «Будет каравай на столе – придут мир и счастье». А потому так радуется мое сердце при виде желтеющей нивы. И сами собой приходят на ум слова известной молитвы: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…». Пусть же всегда на нашем столе будет хлеб, а на праздничном, в честь 220-летия Старолеушковской –  особенно.
Л. Репенецкая.