Как много в этом слове! Особенно для народа казачьего. Для потомственных казаков оно с кровью предков вошло в тело и в душу.

На первое место деды и прадеды ставили общественные дела. Считалось, будут в порядке все люди, то и в твоем доме, в семье всё наладится. Поэтому благоустройство станиц и хуторов было прямой обязанностью каждого от мала до велика. Общественные паи, то есть земельные наделы, обрабатывались в первую очередь, потому как от них пополнялась казна общая. Собственные участки – «вжэ опосля».

Часто из далёкого детства почему-то всплывают такие выражения стариков: «а як разсудэ опшиство», «а шо скажуть люды», «ни, я супротив опшиства ны пыду, хиба кацапа спросы». Кацапами называли почти всех пришлых, не казачьего рода. Для них общественное не имело такого значения, как для местных.

Наверное, одно из самых важных влияний приходилось на воспитание. Не было в станах наших предков чужих детей. Воспитывали хлопцев и дивчат, как говорится, гуртом. Подзатыльника или оплеуху мог получить любой. Причем наставлял на путь истинный иногда плюгавенький, еле дышащий старик с обязательным возгласом вдогонку: «И нэ забуть батькови сказать, ось я ёго спытаю». И говорили не только дети, но уже и женихавшиеся: «Получил от такого-то за такое…» А была добавка или нет, тут уж от батьки зависело. Интересно, каково сейчас отношение подрастающего поколения к старикам? А вот отношение к общественному явно не на уровне традиций прошлого.

Пример. Лесополоса в черте станицы Павловской вполне могла быть лесопарком, зоной отдыха. Но по факту – свалка мусора. А в будущем – лесоповал и огороды некоторых предприимчивых земляков. А ведь это всё общественное.

Пришлый ты или не пришлый – вопрос ныне, конечно, интересный, но не главный. Главное – порядочный и уважающий устои казаков, предки которых основали сей курень!

Г. Гордый.

Ст. Павловская.