Кто из старожилов станицы Павловской не помнит активного комсомольца, добросовестного труженика, страстного спортсмена, лучшего футболиста района Ваню Харченко.

Жизнерадостным, энергичным, неутомимым знали мы этого курчавого, всегда загорелого, красивого парня.

…В тяжёлом 1941 году вместе с другими павловцами Иван ушёл защищать свою родную страну от фашистского нашествия.

В 1942 году, идя по тернистому пути войны, недалеко от своей родной станицы я встретил Ваню Харченко. Он был красноармейцем энского автополка и работал по сбору трофейных автомашин.

На коротком досуге мы разговорились… Вспомнили былые времена, совместную работу в комсомоле, жаркие футбольные встречи, радостную, счастливую, зажиточную жизнь богатой кубанской станицы Павловской.

Как сейчас помню чеканные слова Ивана: «Много горя принесли нам немцы, много зла причинили они нашему народу. Ну, ничего всех перебьём гадов и до Берлина доберёмся!»

В этих простых, но проникновенных словах советского воина я почувствовал огромную силу, готовность биться за Родину до последней капли крови.

Меня интересовало, как служит мой земляк, мой близкий друг и товарищ. И я встретился с командиром батальона, в котором служил Иван.

Вот что рассказал мне командир автоотряда, старый инженер‑майор: «Харченко – это душа батальона. Я поражаюсь его смелости и находчивости: не только в батальоне, но и в полку поискать такого бойца, который мог бы выполнить задание так, как это делает наш Иван Петрович».

Инженер ещё долго повествовал о героических подвигах моего земляка.

Он рассказал, как Иван в тёмную холодную ночь, под беспощадным огнём противника ходил в тылы врага, как он из-под самого носа немцев угонял исправные автомашины, груженные боеприпасами, как он устраивал засады на шоссе и с горсткой храбрецов громил автоколонны.

– Это настоящий герой. Мы гордимся Иваном Харченко, – так закончил свой рассказ старый инженер.

Примерно спустя полгода после этой встречи я получил от Ивана письмо.

– Дорогой Алексей Иванович, – писал он,  – я сижу в тылу, если можешь помоги уехать в Действующую армию. Не могу я сидеть по тылам. Не привык к такой работе. Драться буду хорошо.

Примерно через месяц он уехал на фронт.

С тех пор прошло три года. Тернистый, но славный путь прошёл воин Красной Армии Иван Харченко. Много подвигов совершил он во имя матери‑Родины. Закончилась война. Мы победили. В этой победе долг чести падает на нашего земляка.

Слава доблестному воину‑герою. Честь и хвала нашему дорогому земляку, воспитаннику Ленинско‑Сталинского комсомола, Ивану Петровичу Харченко.

А. Шалопинин,

бывший секретарь Павловского РК ВЛКСМ, ныне офицер Красной Армии.

(Газета «Коммунист», 15 июля 1945 года)