03-02-2015_21Война не закончена, пока не захоронен последний солдат. Эти великие, но затертые до дыр слова полководца Александра Суворова обрели реальный, осязаемый смысл для тех, кто собрался 1 февраля на станичном кладбище Незамаевской. И даже промозглая пасмурная погода не смогла помешать светлому событию – возвращению на родную землю солдата Великой Отечественной войны.

Рядовой гвардии Алексей Андреевич Ламаш погиб 1 августа 1943 года в Крымском районе, близ станицы Неберджаевской. Именно там, на оборонительной «Голубой линии», шли тогда ожесточенные бои. 72 года искала покоя душа солдата. И лишь благодаря бескорыстию и большому сердцу поисковиков краснодарского отделения общественной организации «Боевое братство» обнаружены его останки в ноябре 2014 года. К счастью, общими силами центра патриотической работы края, департамента молодёжной политики и наших энтузиастов установили имя воина и нашли родных…

К церемонии проводов в последний путь земляка готовились с волнением и гордостью. Участвовали члены оргкомитета по проведению месячника оборонно-массовой работы, отдел по делам молодежи, администрация Незамаевского сельского поселения, казаки, подключились предприниматели Виктор Шевченко, Александр Юдкин, Андрей Захарцов, Вячеслав Сёмка,  Владимир Мачулин, Виктор Сальников... Да и как по-иному, такое происходило впервые.

И вот, проржавевшая каска, маленькая звездочка от пилотки и капсула-медальон вместе с небольшим обитым малиновым бархатом гробом прибыли в феврале домой. В назначенный день на кладбище пришли не только незамаевцы. Приехали важные гости из краевой столицы, поисковики, делегации из соседних районов, духовой оркестр и рота почётного караула из станицы Кущевской. Собрались старшеклассники и преподаватели школ, главы поселений, представители Совета района и совета молодых депутатов, ветеранских организаций, казаки и полицейские, офицеры, молодёжные лидеры. Да и просто те, кого не могла не тронуть неожиданно ожившая страница нашей истории. Море гвоздик, венков, флагов, людей в форме, а еще особенное выражение лиц – одухотворенное. Никаких обыденных разговоров и такое нечастое по нынешним временам единение взрослых и юных.

Ровно в 12 часов открылся митинг. Затих оркестр. И вдруг, в сером небе над кладбищем проплыл клин гусей. Красивый, стройный. Люди подняли головы: «Добрый знак. Значит, всё как надо. Он с нами прощается!». Да, это знак свыше, но не тоски и скорби, а надежды и веры. Сами собой вспомнились бернесовские «Журавли». Может, поэтому такими исповедальными были стихи ведущего Вячеслава Ермолаева. И также, от души говорили глава района Алексей Мельников, председатель Совета депутатов Магомед Нурудинов, председатель совета краевого отделения «Боевого братства» Григорий Ярко, Герой Советского Союза из ст. Успенской Григорий Хаустов, заместитель председателя совета ветеранов Виктор Бойко, незамаевский глава Сергей Левченко. Внучатая племянница бойца из Тихорецка Татьяна Ергачёва не могла сдержать слез, обращаясь к людям. Минута молчания под звук метронома стала минутой благодарности всем, кто сгинул на полях сражений, кого так и  не обняли близкие.

После панихиды, отслуженной благочинным Павловского округа иереем Григорием Ермоленко и иереем Свято-Ильинского храма Сергием Вайдой, гроб опустили в могилу. Но не в тишине, а под три оружейных залпа караула. По православной традиции горсть земли бросил каждый, кто пришел. Поток, казалось, не убывал. На скромный холмик с деревянным крестом легли горы цветов. Личные вещи Ламаша, хранившиеся в крымской земле, поисковики торжественно передали родственникам солдата. Старейшая из них – племянница из Незамаевской Галина Лисица.

Свое пристанище герой обрел рядом с памятником на братской могиле двум бойцам Великой Отечественной, погибшим в 1942 году. Недалеко похоронены мама, сёстры Алексея Андреевича. Теперь они все вместе.

…Не бывает неизвестных солдат – есть безымянные герои. Без них выросли дети. А потом и внуки с правнуками. Но помнят о защитниках Отечества и сегодня. Этой памятью мы с вами живы. Слава тебе, Алексей Ламаш! И спасибо всем, кто помог сделать церемонию сердечной, без пафоса и надрыва.

А. Юрина.