21-02-2015_39После «Унитазной симфонии» (публикация от 27 января) прошло какое-то время. Можно было бы благополучно забыть (подобно абсолютному большинству павловчан, включая администрацию сельского поселения) о собственных «ассенизаторских» усилиях, да не все у нас, к счастью, толстокожие. В редакцию позвонила какая-то женщина и попросила «проехать и посмотреть» по  промзоне, в частности – по поселку, именуемому «свинячим». С одной стороны, невольно умиляешься святой вере звонящих в то, что чистота и порядок в главной станице – задача исключительно газеты, а не всех её жителей поголовно, с другой  –  поражаешься точности народных определений.

Сразу оговоримся: такие поездки всегда действуют угнетающе, так как неизменно подрывают представление о человеке, как образцовом произведении Вселенной. Наоборот, еще настойчивее посещают мысли об очень недалеком и злобном создании, которое с неистовым упорством годами и десятилетиями гадит (свинячит) там, где живет. И подобное – поразительно! – не вызывает у него самого никаких рвотных рефлексов.

Итак, промзона. Едем от пункта проверки автотранспорта «Барсук» по ул. Хлебной. Она очень долгое время изводила водителей своими убойными ямами, но после ремонта более или менее преобразилась. Неприглядные обочины с большими лужами после того, что было – явный прогресс. Не до эстетики!

Поворот – направо. Дорога ведет к мясокомбинату. Упомянутые обочины тут – без луж и грязи, зато «украшены» скинутыми кем-то мешками и отдельными кучками мусора. Но это  – цветочки. Ягодки ждут у следующего поворота направо – к базе сжиженного газа. Слева от асфальтированной дороги – почти на глазах проезжающих мимо – у грунтовки зарождается новая полноценная свалка. То ли еще будет! Справа начинается поперечная посадка. Она настолько захламлена за десятилетия,  что лишь очень мощный трудовой десант  способен  освободить насаждения от разнообразной гадости. В девяностых и ранее  лесополоса была чистой, поскольку при тогдашнем руководителе мясокомбината П.Г. Гайворонском коллектив предприятия не-устанно поддерживал чистоту сопредельной территории. При последующих руководителях на ассенизации поставили жирный крест. Администрацию поселения такое положение дел, надо думать, вполне устраивает. Более загрязненную посадку в черте Павловской трудно себе даже представить! Едем вдоль нее на запад. Дорога после поворота на очистные сооружения, хронически убитая уже многие годы, становится почти непролазной. Как после бомбежки! Бедные водители! Возле вышеупомянутого поворота у посадки с противоположной стороны увидеть можно все  – от дохлых собак до  вездесущих разбитых унитазов. «Водобочковая симфония» продолжается!

Вернулись назад, доехав до улицы Советской. Пересекли ее и, не меняя направление, движемся на север – к «свинячьему» поселку. Свинства здесь, как и мусора, действительно, предостаточно. Отходы по привычке сбрасывают в камыши  – те, что не сгорели после чьего-то недавнего поджога. Продукты горения с других – давно обугленных  –  пространств безропотно вдыхали жители неблагозвучно называемых кварталов. Например – живущие в домах на ул. Чапаева и Тимирязева. Ближайшая лесополоса  скоро,  судя по всему, превратится в полноценную свалку. Несанкционированную, но зато очень удобную для тех, кому никто и ничто не мешает сбрасывать мусор там, «где ближе». Подъехали, между прочим, и к «посадке возле танка», о которой писали в «Унитазной симфонии». Прошло определенное время с предыдущего  рейда. Думаете, кто-то зашевелился и что-то изменилось после выступления газеты? Как бы не так! Реакция со стороны администрации поселения равна нулю. Почитали, повозмущались критикой и легко  забыли! Собственно, так было и раньше.

А вот двери выносного «сортира» на ул. Советской, похоже, заколотили досками. Видимо, сами жители. Заодно убрали и мусор возле контейнера. Наверное, стыдно стало.

Чувство это, к великому сожалению, многим просто неведомо. Отсюда, если разобраться, все наши беды. Экологические – не исключение. С «мусорными» посадками за пределами Павловской давно все свыклись – эка невидаль! Да их полно и в черте райцентра.

Упоминавшийся десятки раз уголок лесополосы у танка настолько за истекшие годы замусорен, что просто диву даешься: неужели и впрямь человек наш настолько непробиваем и непрошибаем! Одни продолжают пакостить, другие взирают на это безобразие со спокойствием тысячелетних мумий! Даже на санитарные законы не обращают внимания – что уж говорить о газетной критике. Повсюду так много бурьяна в половину человеческого роста, что невольно вопрошаешь: где все эти  хваленые, но сильно дезориентированные «тосы-мосы»?

Собрать бы их всех вместе в каком-нибудь основательно загаженном закутке и прочитать образцово-по-казательную политинформацию о роли санпорядка в современном мире.

На ул. Магистральной какие-то люди подбирали на обочинах мусор. Подъехали и узнали: из частного предприятия А. Мельника. Хорошее дело делают, но почему их не направить по адресам, систематически называемым  газетой?! Ведь деньги им за труд платят бюджетные, т.е. – собранные в виде налогов из карманов всех без исключения павловчан. Чья прерогатива распределять «фронт работ»? Правильно – администрации поселения.

Будущая свалка зарождается у железной дороги. Через пару лет тут будет большой подпольный мусоросборник. Кругом – полно высохших сорняков. Адрес  – окончание улицы Полевой. Пачка разноцветных презервативов, разбросанных у мусорных развалов, заставляет невольно почесать затылок: и почему наши люди «для любви» находят столь зловонные места? Запах свалки, видимо, только усиливает сексуальные ощущения. Мазохизм и извращение чистой воды! Осталось только поменять четвертую букву в названии улицы!

Или вот –  пример ущербности мозгов: вывалить мусор прямо у чьего-нибудь подворья у нас  – «как два пальца  об асфальт». Ровно это сотворило какое-то безы-мянное чмо, оставив свою фирменную метку у дома на углу Проезжей и Жлобы, 178. Нагадив у ближнего, спокойно двинуло дальше. Видимо,  с  чувством глубокого удовлетворения.

В общем, наши благостные рассуждения об «осторожном оптимизме», которыми поделились в «Унитазной симфонии» (мол, Павловская постепенно очищается), – явно из разряда преждевременных. До чистоты Павловской – как до Киева раком. Расстояние это будет оставаться непреодолимым до тех самых пор, пока абсолютное большинство жителей главной станицы не начнет относиться к экологии и санитарии как к частичке собственного «Я». Пока подобным у нас и не пахнет: за весь прошлый год газета едва ли получила письмецо, автор которого озаботился бы «несанкционированными свалками». Раньше подобное хоть и редко, да случалось. Нынче наших земляков волнуют, очевидно, совершенно иные проблемы. Печально…

А. Черный,

заместитель начальника Павловского                         межрайонного отдела Россельхознадзора.

Е. Власенко,

сотрудник редакции.

P.S. Хотелось бы, наконец, услышать от администрации  Павловского сельского поселения короткий и внятный ответ на простой вопрос: когда главная станица района станет чистой? Ведь  отмалчиваться уже просто неприлично.

 

* * * * *

Статистика говорит сама за себя

«Окружающая среда и здоровье»  – так называлась публикация в районной газете от 31 января с.г.

В ней, среди прочего, речь шла о неблагоприятной экологии в нашем районе – в виде дымовых завес, грязных рек, куда сбрасываются различные вредные субстанции, далеко не всегда проверенных и безопасных продуктов питания, напитков, воды и т.д.

Вывод из сказанного звучал так: «Онкологические заболевания и смертность – наиболее показательное проявление неблагополучия в данной сфере. Кто не знает, что все эти ужасные болезни вызываются определенными веществами, называемыми канцерогенными?».

Видимо, знают о них все без исключения. Но людям свойственно не верить в самое плохое, поэтому всегда удобнее и спокойнее не замечать того, что способно сильно испортить настроение.

К сожалению, действительность намного суровее. Вот данные, которые предоставила газете старшая медсестра отделения профилактики ЦРБ О.А. Руденко:

«В 2013 году на онкологический учет поставлено 299 жителей нашего района, в 2014-м этот показатель – на 15 больше (314 человек). Умерли от онкологических заболеваний соответственно 138 и 137 человек».

Вряд ли эти цифры нуждаются в каких-то комментариях. Люди могут заблуждаться и обманываться, человеческий организм  – никогда!

Статистика приводит и такие данные: от онкологических заболеваний на планете ежедневно умирают десятки тысяч человек. Было бы, конечно, неправильно считать, что исключительная причина неизлечимых недугов – неблагоприятная среда  обитания. Нельзя забывать и о наследственном факторе. Но на него, как считают специалисты, приходится не более трети всех заболеваний и смертей такого рода. Остальное – следствие неблагоприятного воздействия экологии – её и химических, физических и биологических компонентов.

Иногда люди, следуя дурной привычке, сами целенаправленно губят собственное здоровье. Разве мало у нас курящих? В сигаретном дыме содержатся так называемые полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Такого рода соединения и вызывают злокачественные опухоли. В принципе ПАУ – те же канцерогены. К таковым, к примеру, относятся асбест, хром, мышьяк, цинк, никель. Это – металлы. Кроме них, крайне опасны и некоторые полимерные материалы. Те же пластмасса и целлофан. Несложно вспомнить, сколько подобных материалов, никак не утилизируемых, засоряют нашу округу. Попадая в почву, они сильно заражают её – требуются потом долгие десятилетия для восстановления среды, в которой произрастают различные сельхозкультуры. Те самые, которые мы употребляем в пищу.

Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Вывод очень прост: состояние экологии зависит от каждого из нас. Да вот беда: понимание данного факта для абсолютного большинства  – пока на зачаточном уровне.

А. Ушаков.