В одном из номеров газеты в публикации «Жертвам братоубийственной войны» шла речь об открытии в станице Егорлыкской Ростовской области изготовленного павловчанином Ю.А. Юрченко мемориального знака. Сделан он в честь казаков – белых и красных, погибших здесь в начале 1920 года.
Об этом историческом факте узнали лишь недавно – благодаря егорлыкским старожилам и краеведу из Незамаевской А.И. Бессчётновой.

Но бои эти, оказывается, не раз привлекали внимание современных исследователей прошлого. Доказательство тому я нашла в Интернете. Просматривая «java книги» на сайте waplog.net, обнаружила любопытное издание – очерки А.Е. Хинштейна «Подземелья Лубянки». Публицист, депутат Госдумы получил доступ к ранее секретным архивам КГБ и обнаружил немало интересного.
В частности, первая глава книги называется «Кровавый путь Первой Конной» и рассказывает  о жестокости, актах насилия, грабежах прославленных буденновцев. Факты, имевшие место в Екатеринославской губернии, были столь возмутительны, что их расследованием занялась присланная из Москвы в октябре 1920-го комиссия во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. Её члены, заслушав объяснения командовавших 1-й Конной С.М. Буденного и К.Е. Ворошилова и иже с ними, поняли: дело красных мародеров будет посложнее Егорлыкского сражения. В отсутствии бдительности обвинили начальника Особого отдела Зведериса, отстранили его от должности, наказали за антисемистские настроения 6-ю кавдивизию.
За побоище же под Егорлыкской ответ ни с кого не спросили, довольствуясь тем, что Конармия выполнила приказ Реввоенсовета республики – никакой пощады классовому противнику.
Тогда, в начале весны 1920-го, сошлись две силы: старого порядка – верные присяге царю и Отечеству белоказаки и представители нового – анархически настроенные  партизаны, а порой и полубандиты. Им ничего не стоило ограбить, убить. Увы, из таких в немалой степени состояла 1-я Конная под командованием георгиевского кавалера Буденного. Путем интриг и доносов он  устранил конкурентов – командующих Первым и Вторым кавкорпусами Думенко и Миронова и стал командармом единой 1-й  Конной. А чтобы никто больше не сомневался в полководческих способностях бывшего унтер-офицера, служившего под началом Думенко, Буденный готов был выполнить любой приказ новой власти. И выполнил его!
В кровавой сечи под Егорлыкской на исходе брато-убийственной гражданской войны сошлось с обеих сторон около 40 тысяч человек, и многие остались на поле брани. Осиротели семьи, лишились станицы защитников, сами имена которых были прокляты и забыты при новой власти. Ведь в советской историографии 1-я Конная была непогрешимой и ни о каких пятнах в её солнечной биографии говорить не было принято.
Истину же узнали лишь сейчас, и хорошо, что хотя бы спустя годы потомки вспомнили о погибших в егорлыкской степи и поставили им памятник.
Л. Ермак.