Евдокия Акимовна Бескровная перебирает пожелтевшие фотографии вспоминает о трудовых буднях военных лет. Ей пришлось сразу же после изгнания немцев из станицы Павловской работать заместителем председателя, потом председателем колхоза             «На страже».
Немцы при отступлении уничтожили или вывезли все, что только можно было. Колхоз не имел ни машин, ни транспорта, ни семян, ни горючего. А надо было пахать и сеять, восстанавливать животноводство, налаживать хозяйство.
– То были дни героического труда наших простых людей во имя победы над врагом, – рассказывает Евдокия Акимовна. – С кем пришлось налаживать разрушенное хозяйство? С женщинами, чьи мужья сражались на фронте, со стариками да подростками. О трудностях тех времен не каждый сейчас может составить представление.
Вот обычный эпизод тех дней. Где-то в бригаде отыскался недобитый, изношенный до предела трактор. Машине нужен ремонт, но делать его некому, нет трактористов, нет запчастей. Наконец, из среды инвалидов нашелся механизатор. Тогда посылаем человека за запасными частями. И куда вы думаете? На места прошедших сражений – под Волгоград, в сторону Тамани, в другие места. Подчас немалой проблемой было достать горючее, чтобы завести трактор. И аналогичные трудности были во всем. Правда, наш колхоз не раз выручали воинские части. Они оказывали помощь, когда к ним обращались.
– Все для фронта, все для победы над врагом, – под этим лозунгом напряженно трудились люди, отказывая зачастую себе в отдыхе и перенося другие лишения.
Я не могу спокойно говорить о том великом трудовом порыве, которым были охвачены наши колхозники в годы войны. Иногда человеку хотелось сказать: довольно, отдохни, поспи, но патриотические чувства брали верх.
Евдокия Акимовна извлекает из альбома фотокарточку, на которой изоб-ражены женщины-косари за работой: Анна Лысенко, Стефанида Рой, Матрена Кошельник.
Многие женщины при норме 0,3 гектара выкашивали до 0,5-0,7 га, отдельные и до гектара.
Помнится такой случай. Сломался комбайн, на котором работал инвалид войны Петр Егорович Ляшко, а рядом косили вручную женщины. Они закончили свой загон, перешли на тот, где должен был косить комбайн, и там управились. Остался комбайн стоять на поле, окруженный валками. Комбайнер тяжело переживал этот случай, ему неудобно было перед женщинами, но поломка была серьезной и потребовалось время, чтобы устранить её.
– Как-то еду по полям первой бригады, – вспоминает Евдокия Акимовна, – прислушиваюсь к гулу трактора, а его не слышно. Как бы хотелось, чтобы трактор работал, но нет, над полем тишина. Подъезжаю – тракторист и прицепщик Миша Буглак и Коля Гаврищака, которым вместе не было и 30, выбившись из сил, уснули. (Ведь работали сутками без смены). Меня тронула до слез эта картина. Милые дети, те же воины – только на трудовом фронте.
Сколько можно привести примеров самоотверженного труда, когда люди, признав себя мобилизованными на трудовом фронте, работали сутками, неделями, месяцами, урывая для сна только короткие часы. Вот трактористки того времени Василиса Сорока, Серафима Колмычек, Нина Аула, комбайнер Роман Гаврилович Лях, рядовые труженицы Евдокия Шостенко, Таисия Кирячек, Лидия Жук, Мария Ерещенко, подросток тракторист Даниил Москаленко, которые работали не покладая рук, самоотверженным трудом приближали день Победы. Разве всех перечислишь!
Благодаря дружной и слаженной работе колхозников наше хозяйство много дало Родине хлеба, животноводческих продуктов, сырья для промышленности. Об успехах хозяйства свидетельствует то, что оно занимало третье-четвертое места по основным видам работ и выполнению планов госпоставок.
В заключение Евдокия Акимовна говорит:
– Уже второй год как я на пенсии, к тому же инвалид второй группы. Несмотря на это, принимаю посильное участие в общественном труде. Как мне хотелось бы пожелать нашей молодежи, чтобы она была такой же энергичной, боевой, неустрашимой и неутомимой в осуществлении решений мартовского Пленума ЦК КПСС, какой была молодежь времен Великой Отечественной войны.
Записал С. Костенко.
(Газета «Путь к коммунизму»                от 8 мая 1965 года).