Василий Фёдорович МАРШАЛОВ встретил окончание Великой Отечественной войны в звании старшего лейтенанта.

Ветеран награждён орденами «Отечественной войны» I и II степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За участие в Сталинградской битве», «За участие в героическом штурме и взятии Кенигсберга», Жукова и другими. Имеет знак «Фронтовик» 1941-1945. Есть награда и от президента Республики Беларусь.

Василий Фёдорович в 1940 году окончил школу и поступил в Краснодарское авиационное училище. Лётчиком хотел стать с юности. В городе, где прошло его детство, была парашютная вышка. С неё подростком совершал первые прыжки. В 1941 году училище преобразовали в авиационную школу, а весь состав перевели в Брянскую область, где курсанты и встретили начало войны. А было это так:

– Летали мы тогда на самолётах Р-5, – вспоминает Василий Фёдорович. – Я учился на штурмана. Осваивал основные понятия – ориентировка, бомбометание, расчёт полёта по маршруту. 29 июня был обычный день, летали по обычному маршруту. А перед этим на наш аэродром поступили новые цельнометаллические самолёты, которые мы и испробовать-то не успели. После вражеского налёта часть новых самолётов была разбита, погибло много курсантов, казармы разрушены. Выжившие ребята перебрались в лес, обустроили палаточный лагерь. Летать не могли, так как нас постоянно бомбили. И так две недели. Потом эшелоном отправили в Рязанскую область в запасной авиационный полк. А из Саратовской области – в Чувашию.

Летом 1942 года Василий Фёдорович прошёл полную лётную подготовку, после чего ему присвоили звание лейтенанта.

– Вылеты совершали с прифронтового аэродрома только ночью, – рассказывает ветеран. – Летали на кукурузниках. Изучали район полётов, маршруты, отмечали на картах линию фронта. В начале сентября совершили первый боевой полёт вокруг Сталинграда. После авиационного налёта город пылал. Во время этого вылета наш самолёт подбили. К счастью, мотор не заглох, повезло, сели в поле на нашей территории. После, а было это  в марте 1943 года, перебазировались под Саратов. Началось наступление на Курскую дугу. Трудные бои шли, гибли люди, много было сбито самолётов, в окружение попали мои сослуживцы.

Во время битвы на Курской дуге в один из полётов Василий Фёдорович получил первое ранение. Попал в лазарет, потом его направили в подмосковный авиационный санаторий. Штурманов не хватало, вернулся.

– Прошли всю Украину. В конце лета добрались почти до Гомеля, – вспоминает Василий Фёдорович. – Освобождали города, бомбили переправы и скопления вражеских войск. Потом в Ярославской области обучали управлять новыми машинами. Летать начали на двухмоторных самолётах. Экипаж из двух лётчиков, радиста и стрелка. В это время получил звание старшего лейтенанта. Начиналось наступление на Варшаву. Я был штурманом звена. В первом же полёте наш самолёт подбили, загорелся мотор. Боевая машина падала, я катапультировался. Повредил сильно ногу, не мог передвигаться. Вовремя подоспела помощь. Снова оказался в госпитале.

…Наступление на Берлин. С полевого немецкого аэродрома совершали вылеты. Помогали Первому Белорусскому фронту. До 9 мая 1945 года полк, в котором воевал земляк, участвовал в восьми боевых вылетах, уничтожил место базирования врага и базу с боеприпасами. Когда ночью узнали о Победе, устроили салют.

После войны Василий Фёдорович служил в немецких городах, потом в Польше. Осваивал самолёты ТУ. Всего совершил 138 вылетов. Летал из Польши на территорию Западной Украины, из Москвы – в Закавказье. Окончил московскую академию, стал инженером по электроспецоборудованию самолётов. Получил звание капитана. Затем служил в ракетной части, но по состоянию здоровья был мобилизован.

С супругой Тамарой больше 40 лет прожили в Ростове. После её смерти, Василий Фёдорович переехал в наш райцентр к племяннице, где живёт и сейчас. 15 апреля ветерану исполнится 93 года. И хотя своих детей у мужчины нет, заботой и вниманием защитника Отечества окружают его родственники.

Н. Кандаурова