24-04-2015_02

Н.П. Кудрявый и В.В. Зайцев

Завтрашний день в сердцах этих мужчин – день победы и день боли. Они – ликвидаторы.

Николай Петрович Кудрявцев из Новопластуновской. Работал в местном колхозе в стройбригаде. Вот уже восемь лет он и его супруга – павловчане: по федеральной программе помощи чернобыльцам приобрели жилье.

На ликвидацию аварии на всем известной АЭС призвали Н.П. Кудрявцева в мае 1987 года. Был в составе Краснодарского (Динского) полка гражданской обороны. Два месяца длилась опасная дли здоровья работа. Занимался, как и его товарищи, дезактивацией помещений на третьем блоке атомной электростанции. «В пять утра начинался наш день, – вспоминает Николай Петрович. – К обеду автобус привозил обратно в палаточный лагерь. Бывает, менялись через два часа, а иногда дозиметр пищал так, что нас выгоняли через пять минут (смотря какой уровень радиационной загрязненности). Мы тогда не очень-то понимали последствия. Шутили, курили, ждали наваристого обеда (кормили хорошо), скучали по родным, детям – мужики-то семейные уже. А потом после возвращения у многих начались болячки. Я сам с 1994 года на инвалидности. Но главное – мы ту работу сделали с честью. Не прятались. Мы и не знали, что спасаем  Европу…».

Павловчанин Виктор Васильевич Зайцев не чернобылец в полном смысле слова. Он – «маяковец». 29 сентября 1957 года в СССР в Челябинской области произошла первая крупная радиационная катастрофа. Взрыв на комбинате «Маяк», перерабатывавшем ядерные отходы. Эта авария была засекречена, хотя по своим масштабам она третья после Чернобыля и Фукусимы. Замалчивать ее последствия стало невозможно в 90-е годы.

Зайцев в 1958 году ушел служить в армию, попал в строительные войска. Его, как и многих срочников, бросили в то челябинское пекло, не спрашивая и не говоря правды:

– Защита? Да никакой, – рассказывает Виктор Васильевич. – Комбинезоны и шапки. Мы их постоянно меняли, часто мылись прохладной водой. Я работал на экскаваторе, рыл траншеи возле озера для промышленных стоков комбината. Помню слепую рыбу в водоеме, лысый лес, как равняли с землей населенные пункты, церквушки. Провел в зоне три года. Когда демобилизовался в 1961-м, заставили подписать бумагу о неразглашении. Льготы у таких, как я, появились лишь в 90-е, награжден юбилейными медалями. Да вот купил жилье благодаря сертификату. Единственное, чего сегодня хочу – чтобы люди помнили о том, что мирный атом может в любую секунду обратиться страшной бедой».

А. Алексеева.

Накануне 26 апреля желаем всем ликвидаторам, вдовам крепкого здоровья, бодрости. Особый привет шлем именинникам апреля. Это Н. Гончаров, А. Воронцов, А. Павлюк, А. Погребной, М. Самойленко, Е. Лавринович, С. Ордынская и Г. Клитная.

Актив ККООИ «Чернобыль».

Фото автора.