Последними свидетелями Великой Отечественной войны назвала детей той поры писательница С. Алексиевич. И одна из них  –  ветеран труда, в недавнем прошлом преподаватель истории  в Старолеушковской А.Н. Ткач. Её воспоминания об оккупации фашистами станицы весьма интересны, особенно тому поколению, которое не испытало ужасов немецкой оккупации.

Антонина Николаевна рассказала, что в  Старолеушковскую немцы вошли 2 августа 1942 года. Ехали они со стороны Павловской на больших грузовиках,  мотоциклах и автомобилях типа нынешнего УАЗа. К вечеру оккупанты расположились на ночлег и на улице Пионерской, где жила вместе с  сестрой и мамой девочка Тоня.

Машины загнали в  сад к соседке Володиной, предварительно сожгли ограду из старых стволов,  веток. На длительное время немцы почувствовали себя хозяевами – собирали фрукты, овощи,  ловили кур, требовали молоко.

Перед оккупацией Старолеушковской в станицу прибыла партия эвакуированных из блокадного Ленинграда, ведь еще весной 1942 года Кубань считалась крепким тылом. Но к середине лета ситуация  резко изменилась. Однако никто из станичников не выдал немцам беженцев. Среди них А.Н. Ткач хорошо запомнила В.В. Давыдову с мамой и сестрой.

А вот у соседей, блокадников Сорокиных, случилось горе. Их сын –  подросток,  ходил на работу в колхозную бригаду. Там заступился за девушку и был убит немцами. Хоронили юношу тайно, побоявшись даже оплакать его по-людски.

В период оккупации школы были закрыты, и немцы приспособили их для своих нужд. В так называемых красной и белой школах (ныне центр дополнительного образования детей и музыкальная) располагался штаб фашистов. В начальной, где сейчас работает мебельная мастерская А.В. Марченко, тоже находились немецкие службы.

Станичники боялись свободно ходить по улицам, особенно молодежь, которую могли угнать в  Германию. Но освобождение от оккупантов близилось. И это случилось в ночь с 1-го на 2 февраля 1943 года. А.Н. Ткач тогда было всего 7 лет, но она хорошо помнит  давние события.

Всю ночь слышалась стрельба, а утром в Старолеушковскую вошли наши – уставшие, измученные, голодные. Встречали их хоть и со слезами на глазах, но радостно. Ведь наступила долгожданная свобода.

А. Ефремова.