Павловчанину Мише Стрельцову не исполнилось и восемнадцать, когда он ушёл на фронт. Было это весной сорок третьего. А в победном сорок пятом вернулся в родную станицу. Устроился осмотр-щиком вагонов на станцию Сосыка-Ростовская, где проработал до самого ухода на пенсию. Успел получить её только за один месяц – в 60 лет фронтовика не стало.

Судьба у него была непростой. Его, беспризорного  малыша, нашли на станции уже немолодые супруги и усыновили. Воспитывали как родного, помогли получить специальность железнодорожника.

Мне приходилось много раз встречаться с Михаилом Владимировичем. Когда заходила речь о войне, он отмалчивался, только иногда глаза его наполнялись слезами. И всё-таки я узнал  кое-что из его фронтовой жизни.

Воевал в Крыму. Поручили ему уход за собаками. Он кормил их под гусеницами танка. А за сутки – двое до боя не давал животным еду. Когда начинался бой, спускал их, обвязанных гранатами, с цепи. Четвероногие воины бежали навстречу немецким танкам и взрывались вместе с ними. Миша, видя эту картину, рыдал как младенец. Дважды Стрельцова контузило, и дважды его, присыпанного землёй, вытаскивала собака.

«Если бы я был скульптором, то поставил бы памятник собаке-солдату», – как-то сказал он.

Больше из него ничего я не мог вы-удить. Как и многие фронтовики не любил говорить о войне, своих наградах. И вот на днях благодаря сайту Министерства обороны РФ «Подвиг народный» удалось узнать, что Михаил Стрельцов был награждён медалью «За отвагу». В наградном листе написано следующее:

«Связной 4-й стрелковой роты Стрельцов Михаил Владимирович, участвуя в боях за высоты 204,3 и 195,5, несмотря на сильный огонь противника, быстро и своевременно доставлял все приказы в распоряжение командования. В этих боях тов. Стрельцов убил двух гитлеровцев».

Подвигом отца и деда могут гордиться его сыновья, дочь, внуки и правнучка.

В. Иванов.