считает известный фермер Василий Ляшенко.

27-06-2015_12

Руководитель семейной молочной фермы Василий Ляшенко.
Фото М. Касьяна.

27-06-2015_14

Александр Рыбальченко трудится в этом хозяйстве уже более 20 лет.
Фото автора.

Семейная молочная ферма на хуторе Новом хорошо известно в кругах сельхозпроизводителей края. Предприятие является своего рода эталоном среди подобных – возникло одним из первых благодаря программам господдержки буквально в чистом поле.  При этом непрерывно развивается и на равных конкурирует с более крупными хозяйствами как по степени оснащённости самым современным оборудованием, так и по показателям надоев. Эта организация – «первая ласточка», положительный пример для остальных.
Помог денежный грант
– Василий Григорьевич, расскажите, благодаря чему возникло ваше молочное производство?
– В 2006 году были объявлены национальные проекты. Одним из направлений являлось ускоренное развитие животноводства. Это была отличная возможность для начала создания молочного производства и я, посоветовавшись с родными, её использовал.
В 2007 году началось строительство семейной фермы на 100 голов крупного рогатого скота. Возведение объекта велось хозяйственным способом, без привлечения специализированных строительных организаций.  Так нам удалось снизить затраты практически вдвое.
Эту стройку можно назвать народной. В ней было задействовано всего три профессиональных строителя. Остальные работники – механизаторы и другие жители хутора, включая молодёжь. Приходилось экономить на каждой мелочи. Старались всё, что только возможно, сделать своими силами. Для нас это был единственно приемлемый вариант, средства очень ограничивали развитие.
И, неизвестно, сколько бы продолжался этот процесс, если бы не была принята федеральная и краевая программы создания семейных ферм. Благодаря серьёзной государственной поддержке в виде предоставленного денежного гранта, который состоял 50 на 50 из краевых и федеральных средств, мы смогли запустить ферму, установив самое современное оборудование.
По последнему        слову техники
– Чем оснащена ваша ферма?
– Доильный зал укомплектован оборудованием «Еврокласс-1200» фирмы «Вестфалия» (Германия). Система навозоудаления – от компании «ТерборАгро» (Канада). За коровами присматривает компьютерная система управления стадом, позволяющая отслеживать состояние каждого животного и в случае необходимости принимать своевременные меры. Всё это оборудование работает без сбоев уже два года.
Постоянно повышаем квалификацию персонала.  Например, заключили договор с компанией «Евротек» по обучению наших специалистов обращению с современными программами управления фермой. А Северо-Кавказский институт животноводства помогает осваивать современные технологии кормления.
За ферму спокоен
– Родственники участвуют в управлении КФХ?
– А как же! Ведь это семейное предприятие. Кому ещё доверять, как не самым близким людям? Жена и две дочери по собственной инициативе взяли на себя выполнение определённых функций, и у них отлично получается. Я доволен их работой, дочкам тоже нравится участвовать в семейном бизнесе. В конце концов, всё это унаследуют они. В общем, за ферму я спокоен – знаю, что справятся и без меня.
Кадры решают всё
– Сколько у вас работников и есть ли текучка?
– Применяемые на ферме  современные технологии позволили исключить из процесса производства молока тяжёлый физический труд. А заодно снизить роль человеческого фактора на самых ответственных участках. Найти хороших работников не так-то просто. Приходили многие, но через месяц работы, как правило, первоначальный энтузиазм пропадал.  Большинство хотят отбывать время и получать за это деньги. Меня такой подход не устраивает.
Сейчас у нас трудятся 10 наёмных работников, включая подмену. Это три доярки, (они же по очереди занимаются выпаиванием телят), четыре скотника, тракторист, ветеринар и техник искусственного осеменения. Некоторые из них работают в КФХ очень давно, с тех времён, когда мы занимались только растениеводством. Например, тракторист с нами более 20 лет, проверенный и надёжный человек, я его очень ценю.
Развитие                       продолжается
– Сколько животных содержите в хозяйстве?
– Общее поголовье на ферме – более 400 единиц: 180 коров, 70 нетелей, 140 тёлок и ещё бычки.  Подчеркну – животных больше не закупаем, стадо пополняем своим молодняком.
В этом году решили развивать мясное направление – заняться откормом бычков. До этого мы их продавали. Однако поголовье растёт, бычков рождается всё больше и нужно быть готовым к тому, что однажды реализовать их всех не удастся. Будем строить отдельный загон для них. Вот только наши постоянные клиенты слегка обижаются, что мы прекратили поставлять им животных на откорм. До сих пор звонят, уговаривают.
К концу текущего года планируем выйти на цифру в 300 коров, в 2016 собираемся нарастить численность дойного стада до 400, а общее поголовье, вместе со шлейфом и откормом, до 900-1000 животных. Поскольку в хозяйстве 900 гектаров пашни, то в перспективе на 1 гектар будет приходиться приблизительно одна голова КРС.
– Хватит места для их содержания?
– В настоящее время идёт расширение фермы, строим малозатратные корпуса в виде лёгких навесов для содержания шлейфа.
Выбираем                        российское
– Какой породы животные у вас в хозяйстве?
– Отечественной чёрно-пёстрой породы с семидесятипроцентным приливом голштинской крови. Изначально завезены с племзаводов Вологодской области.  Животные нас полностью устраивают по своим характеристикам, к тому же у них очень высокая сохранность молодняка.
За прошлый год от первотёлок надоили 6700 килограммов при средней жирности 4,2 и 3,3 процентах содержания белка, что является отличным результатом. И это не моё личное мнение, так считают все известные мне животноводы.
Сами всё умеем
До сих пор принято считать, что иностранцы, как животноводы, намного лучше россиян. Вот приедет израильтянин или американец – и научит нас, как надо работать. Моё мнение – весь полезный опыт мы давно переняли. Оборудование на фермах России сейчас устанавливают современное, технологии ухода и кормления тоже используют самые новые. Посмотрите на наших коров – чистые, ухоженные, сытые, стрессов не испытывают. Условия содержания близки к идеальным. Что ещё здесь можно придумать?
Равнение                    на середину
Можно, конечно, показать результат самых лучших коров. Но будет ли это правильным? У меня есть в стаде такие экземпляры, которые дают в год больше, чем 10000 килограммов. Это отчётливо видно с помощью системы компьютерного управления стадом. Но лучшие – это не всё поголовье, а лишь его часть. Куда девать остальных животных, у которых не такие высокие показатели? И есть ли смысл пытаться создать дойное стадо из коров-рекордсменок?
Вспомните школу – в каждом классе есть лучшие, самые способные ученики, но их мало. Есть и отстающие – их тоже немного. А между ними находится основная масса учащихся со средними, примерно одинаковыми данными. В итоге большинство школьников получают образование, то есть система работает. Так же и в животноводстве, уж извините за сравнение. Средний результат по стаду позволяет получать прибыль и постепенно развиваться. Нас такой подход вполне устраивает.
Непростой выбор
Не буду спорить, чистокровные голштины дадут молока больше, чем отечественные породы. Но всё имеет свою цену – у них есть свои, довольно серьёзные, проблемы. Например, болезни, влияющие на копыта. Ещё голштины плохо приходят в охоту, у них слабый растёл. Другими словами – чем больше молока, тем хуже воспроизводство стада. Другого не дано, природу не обманешь.
Когда-то у нас основной породой была красно-степная, и все боролись за надои в 3000 килограммов. Я тогда трудился в одном советском коллективном хозяйстве, и нам удалось поднять удои молока от коровы с 2000 до 3000 килограммов. За это предприятие наградили грамотой ЦК партии. По современным меркам красно-степная порода считается низкопродуктивной, но зато с воспроизводством стада у неё проблем не было. Только растелилась – уже снова в охоте. Это полная противоположность голштинской породе.
Считаю, наш выбор отечественной чёрно-пёстрой породы с семидесятипроцентным приливом голштинской крови оптимальным для местных условий, «золотой серединой» по совокупности всех показателей.
Молоко производим только высшего сорта. На данный момент мы не гонимся за максимальной продуктивностью, главная задача – сохранить здоровье скота и как можно быстрее нарастить поголовье до запланированного количества. Когда мы добьёмся нужного результата, то сможем увеличить производительность фермы, ведь у нас будет возможность замены за счёт собственного стада.
Двойная выгода
– Расскажите подробнее о связи животноводства с растениеводством в вашем КФХ.
– Эти два направления дополняют друг друга и увеличивают эффективность хозяйства в целом. С момента образования КФХ меня постоянно тревожил вопрос необходимости повышения плодородия почвы. Согласно существующей системе земледелия в севообороте должно присутствовать не менее 18 процентов многолетних трав и 30-40 процентов кормовых культур. Каждый гектар хотя бы один раз в десять лет должен получать по 40-50 тонн органических удобрений. При таком подходе можно говорить об эффективном, рациональном использовании земли.
Добиться этого можно только одним путём – развитием животноводства. Растениеводство приносит прибыль один раз в год, а молочное животноводство – ежедневно. В итоге ежегодная прибыль  с одного гектара земли увеличивается вдвое.
Животноводство позволило нам оптимизировать севооборот, сегодня под многолетними травами у нас более 20 процентов площади. В прошлом году на поля внесли 3000 тонн органических удобрений. Ещё 7000 тонн органики дозревает в лагунах, а к началу осени её будет около 10000 тонн. За счёт применения технологии жидкого навоза мы повышаем плодородие почвы, а также минимизируем затраты на погрузку органики и доставки её на поля хозяйства.
Чувствуем              ответственность
– Возникали какие-либо проблемы в ходе строительства?
– На протяжении всего периода создания молочной фермы я постоянно чувствовал поддержку краевой администрации, законодательного собрания края, министерства сельского хозяйства. Очень помогали районная администрация и ассоциация фермерских хозяйств района (АККОР).
– Похоже, вам удаётся оправдывать оказанное доверие?
– Сегодня перед сельхозпроизводителями всей России стоит серьёзная задача – максимального замещения  зарубежных товаров отечественными. Мы, фермеры Кубани, не собираемся оставаться в стороне и просто наблюдать за происходящими в стране процессами. Пересматриваем свои силы и возможности, изыскиваем дополнительные резервы.
Именно в период кризиса малые формы хозяйствования могут проявить высокую жизнеспособность за счёт гибкого и эффективного управления. Малоземельные фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств могут серьёзно пополнить отечественный рынок высококачественной продукцией животноводства. Для этого можно использовать лесополосы, неудобья, поймы рек и прочие, на первый взгляд, неподходящие для производства сельхозпродукции места.
И в небольшом фермерском хозяйстве, каких большинство у нас на Кубани, можно построить бизнес, организованный по самым высоким стандартам и отвечающий современным требованиям. Потенциал фермеров по всей стране очень велик и на сегодняшний день раскрыт далеко не полностью.
Ю. Бойцов.