В.Х. Толочка проживает сегодня в Павловской и занимается вместе с братьями выращиванием парниковых помидоров. Об этом не так давно рассказывалось в нашей газете.

25-07-2015_07Завтра Василий Харлампович, как и многие другие люди, носившие в разные годы тельняшки и бескозырки, отметит День Военно-морского флота.

Родился и жил в Молдавии до 17 лет. Десятилетку окончил в 1984-м. Поступил сразу же в сельхозтехникум. Но уже через год попал на флот. Узнал, что служить не два, а три года только на сборном пункте в Кишинёве. Через несколько дней он уже был в г. Мамоново Калининградской области. Там – военный городок. В нем – учебка.

По прошествии четырёх месяцев освоил специальность торпедиста надводных кораблей. Дальше – распределение по флотам СССР. В конце 1985 г. он – в Североморске.

– Там меня уже ждал снег по колено, – вспоминает Василий Харлампович. – Через два-три дня узнал, что служить придётся на тяжелом авианесущем крейсере «Киев». Вечером  5 ноября 1985 года, как сейчас помню, впервые вступил на палубу корабля. Нас, молодых салаг, сразу же построили на полетной палубе. Командир БЧ-3, старлей, быстро забрал меня и повел в кубрик минно-торпедной боевой части. Я познакомился со всеми ребятами. До самого конца службы, лета 1988-го, был на крейсере.

«Киев» спущен на воду в 1972-м. Длина – 273 м, максимальная ширина – 49 м, высота борта от киля до верхней палубы – 20 м, экипаж 1640 человек. Крейсер, кроме прочего вооружения, имел 8 крылатых ракет – самый главный его ударный актив.

На этой махине Василий обошёл всю Европу и, пройдя Гибралтар, оказался в Средиземном море. Там они повстречались с только что вышедшим с завода в Николаеве ракетным крейсером «Слава». В составе бригады были еще два эсминца, БПК и три подлодки. Одна из них – атомная.

Состоялись учения. За ними наблюдал тогдашний командующий ВМФ СССР, замминистра обороны страны адмирал флота В.Н. Чернавин. Находился он на ходовом мостике «Киева». По завершении учений Владимир Николаевич дал очень высокую оценку действиям всего экипажа крейсера.

Больше всего Василию запомнились дружеские визиты в Алжир, Тунис и тогдашнюю Югославию, город Сплит. Несколько раз был в увольнении. Поразила необычная архитектура мусульманских городов, в Сплите – доброжелательность жителей, чистота улиц и великолепные дороги.

За всю его службу на «Киеве» там не было ни одного ЧП. Значит, никто из моряков не нарушил никакого правила. Носили в Средиземке тропическую форму одежды (её выдали еще в Атлантике). Играли на верхней палубе в футбол и волейбол.

Никогда не забудет 8-балльного шторма у берегов Франции, когда шли на боевую службу. «Болтанка» не прекращалась целую неделю. Только двое в БЧ-3, он и один литовец, хорошо переносили качку. Остальные больше лежали, чем ходили. Кто служил на военном корабле, знает что такое затяжной, изматывающий шторм.

Последний раз видел своих ребят, когда сходил по сходням с «Киева» летом 1988-го. После того ни с кем встретиться не довелось.

В 1990-м закончил техникум. Поработал по специальности в Молдавии. Позже учился в сельскохозяйственном университете в Кишиневе.

С 2003-го по 2007-й жил в Италии, на севере страны, – в Вероне, Брешии и других городах. Кем только ни работал – и мойщиком посуды, и официантом, и газонокосильщиком. Всего не перечислишь.

В Павловской В.Х. Толочка – последние два года. Семья его между тем – в Молдове. Могли бы, последовав его примеру, переселиться в Россию, но здесь пока не решен жилищный вопрос.

Как сказано выше, выращивает с братьями отличные помидоры в парниках. Работы – непочатый край.

Но она не помешает ему завтра, 26 июля, собраться за общим столом с друзьями и родственниками и поднять бокал за тех, кто в море. Возможно, он к случаю наденет белую фланельку с тремя лычками старшины I-й статьи. Вспомнит морские мили, океанские ветра и свою боевую часть 3. И станет Василию немного грустно от того, что его некогда грозный корабль давно уже не рассекает солёные волны – в 90-х он продан одной из китайских компаний. Она превратила боевой крейсер в парк развлечений. Незавидная судьба…

Но флот России сейчас на подъёме. Как и во времена СССР, наши крейсеры и атомные субмарины – во многих точках мирового океана. Экипажи их несут боевое дежурство. Семь футов им под килем!

Тем, кто на подлодках, – другое пожелание: чтобы число погружений всегда равнялось количеству всплытий!

А. Кузнецов.