К счастью, я, Михаил Щепилов, ученик 7б класса новопластуновской СШ № 8, что такое война знаю только из рассказов учителей, родителей и телепередач. А вот все мои прадедушки были участниками той далекой и страшной войны. 

Сегодня я расскажу об Александре Фёдоровиче Маргачёве, папе бабушки Лидии Александровны Щепиловой. 22 июня 1941 года он встретил на границе с Польшей, где проходил срочную службу связистом. По рассказам прадедушки, в ту ночь страшно ревели самолеты, рвались бомбы, поднялась паника. Связи между заставами не было. Командир дал приказ прадедушке, чтобы тот, предупредил о начале боевых действий другие части.

Объехав несколько застав на коне Орлике, Александр увидел только погибших. А потом сам попал под бомбежку. Испуганный конь понес по лесу.  Лишь боль от ударов веток деревьев по ногам и темнота… Очнулся, когда его, как мешок картошки, бросили в немецкую машину.

Плен. Концлагерь. На руке двенадцатизначный номер. Как звучали эти цифры по-немецки, он помнил до самой смерти. Помнил о тех испытаниях, которые пришлось вынести. Лагеря менялись, а условия везде нечеловеческие. Пленных гоняли на тяжелые работы, кормили плохо. В бараках не осталось ни крыс, ни жаб, ни мышей –  их съели. А тех, кто пытался пробраться на помойку, расстреливали. Сердобольные мирные люди, зная, по какому пути поведут заключенных на работу, бросали на дорогу брюкву, картофель, махорку, хлеб. За каждый наклон, чтобы подобрать подаяние, ждало наказание – удары плетью. Прадедушке однажды повезло. Немецкий солдат его пожалел. Велев громко кричать, бил в это время по походной печке.

Ни дня, ни ночи не проходило, чтобы не думал прадедушка о побеге. И вот удача. Когда очередной раз вывели на работы, человек десять рвануло в сторону. Среди убегавших был и прадедушка с другом. Им вдвоем удалось уйти. Что стало с остальными, неизвестно. Они спрятались в стоге сена. Там их нашел поляк. Он за вознаграждение выдал их немецким солдатам.

Снова лагерь. Но только более охраняемый. Больных, не имеющих возможности трудиться, немцы расстреливали. И поэтому дедушку, заболевшего дизентерией, его друг спрятал в соломе и подкармливал из своего и без того скудного пайка. Благодаря этому дедушка и выжил.

О том, что советские войска стали теснить фашистов, поняли по поведению врагов: узников перегоняли всё дальше в Европу, а конвоиров было меньше. Прадедушка решился на второй побег. Спрятавшись в трубе какого-то завода, просидел там ночь. А наутро увидел солдат в незнакомой форме – это союзники, американцы и англичане.

На момент спасения Александру Маргачёву исполнилось 24 года. А весил он всего 36 килограммов.

И вот долгожданная победа и возвращение домой. Но сколько бы не минуло потом лет, память об ужасах немецких концлагерей осталась навсегда с моим прадедом.

Выражаю благодарность всем ветеранам за то, что они отдали лучшие годы, здоровье, чтобы мы, их внуки, могли жить и радоваться каждому дню.