Эти годы называют «лихими». Именно в девяностые менялся общественный строй в стране, шёл передел собственности, не редкостью были рэкет и заказные убийства. Россия тогда, как и сейчас, сидела на нефтяной трубе, но мировые цены на нефть и газ были очень низкими. Поэтому в федеральном бюджете не хватало денег на пенсии. Её не выплачивали по два-три месяца. Но вопросы люди задавали не президенту и не премьер-министру, а тем, кто был рядом – руководил городом или районом.

29-08-2015_05Осенью 91-го Павловский район возглавил Вадим Мороз, имевший за плечами немалый опыт хозяйственной и партийной работы. Можно сказать, что нам повезло с главой. Был он энергичным и инициативным. Как улучшить жизнь людей в отдельно взятом районе? Этот вопрос стал ключевым в его работе. Главе, конечно, нужна была команда единомышленников. И он её создал. Первым заместителем стал Александр Черкашин, сельское хозяйство возглавил Николай Дьяченко, ещё одним заместителем и одновременно руководителем комитета по управлению имуществом был назначен Николай Мироненко.

За плечами Николая Ивановича – годы работы в райфинотделе в качестве инспектора, затем старшего инспектора государственных доходов. Пришёл туда с четвёртого курса экономико-финансового факультета Ростовского государственного университета. Он хорошо знал из чего складывается бюджет района и на какие цели расходуется. Тогда, при советской власти, прорастали ростки рыночной экономики. Инспектору приходилось встречаться с так называемыми кустарями, видеть, как нелегко приходится этим людям работать в условиях жёсткого прессинга со стороны государства. В райфинотделе подобрался коллектив профессионалов во главе с Валентиной Николаевной Смирновой, который  делал всё от него зависящее по привлечению доходов  в бюджет.

Почему Вадим Михайлович Мороз доверил одну из самых ключевых должностей в администрации именно Мироненко? Вот как объясняет это сам бывший глава района:

– Николая Ивановича мне порекомендовал главный врач Игорь Порфирьевич Славский, которому я доверял и к мнению которого прислушивался. Он знал Мироненко с юных лет и характеризовал как очень грамотного и умного человека. И эта характеристика полностью оправдалась. Всем нам тогда было тяжело, но Николаю особенно. Его комитет выполнял основную задачу того времени – приватизацию предприятий. Кроме того, Николай Иванович отвечал за миграционную политику в районе, за связь с общественными организациями. Он установил со всеми тесные рабочие контакты – и с советом ветеранов, и с представителями различных политических партий, направлял их усилия на благо района. Не помню, чтобы он когда-либо жаловался на трудности или просил помощи. И, что немаловажно, начатое всегда доводил до конца. Короче говоря, у меня с ним не было никаких проблем. И в быту все вопросы он решал сам, про таких в народе говорят – рукастый и головастый.

В 96-м власть в районе поменялась. Люди, недовольные политикой президента и правительства, ухудшением своей жизни, выразили протест на местных выборах, избрав другого главу. А с ним пришла к руководству и новая команда. И такие замы, как Мироненко, ей оказались не нужны.

После этого Николай Иванович руководил до самого ухода на пенсию Госстрахом. В 2004 году, неожиданно для многих, он выставил свою кандидатуру на выборах в депутаты районного Совета и уверенно избрался по одному из павловских многомандатных округов. Что неудивительно: люди знали его, доверяли и отдали свои голоса. В районном Совете возглавлял мандатную комиссию.

Что говорить, семьдесят пять лет, конечно, возраст немалый. Но внешне Николай Иванович выглядит как минимум лет на десять моложе. Такой же, как и в молодые годы, красивый и по-спортивному подтянутый.

Когда он был школьником, все мальчишки занимались спортом. Николай прилично играл в баскетбол, входил в сборную команду района, которая на турнире в Ейске заво-евала кубок края, победив сверстников из крупных городов. О чём тогда с восторгом писала районная газета «Коммунист». Другая любовь – футбол и волейбол. В 50-е годы не пустовали спортивные площадки стадиона «Урожай». Сами парни, в том числе и Николай, взяв в руки лопаты, строили под руководством мастеров трибуны для зрителей.

В детстве он был непоседливым и немного хулиганистым. Воспитывала его мать Мария Даниловна. Отец Иван Георгиевич – известный в 30-е годы в Павловской комбайнёр, погиб осенью сорок первого в одном из боёв под Таганрогом. Ушли на фронт и три брата отца – Дмитрий, Пётр и Пантелей. И все они не вернулись домой. В честь братьев Мироненко в Павловской назвали улицу. Пока только на бумаге – под неё отвели участок в Юго-Восточном микрорайоне. Но улица до сих пор не застраивается.

После окончания школы Николай вместе со своим закадычным другом Виктором Золиным уехал в Сочи играть за местную футбольную полупрофессиональную команду. Затем, было ему 19 лет, устроился слесарем на очень престижный в то время часовой завод в Ростове-на-Дону, который, кроме всего прочего, выполнял и ответственные задания министерства обороны. Со временем получил самый высокий пятый разряд. Трудился здесь десять лет. Вернулся на малую Родину. Работая в райфинотделе, окончил заочно Ростовский институт народного хозяйства, став специалистом по финансам и кредитам.

Пенсионер по возрасту, но не по духу. Он не может сидеть без дела. В районном совете ветеранов возглавляет социально-бытовую комиссию, бывает в домах пенсионеров, интересуется их жизнью, для оказания им помощи находит спонсоров – в основном из числа руководителей предприятий или организаций, где когда-то работали ветераны.

Вот уже 53 года живёт в счастливом браке с Галиной Васильевной. Воспитали двух дочерей и двух внучек. С нетерпением ждут правнуков.

В. Зинченко