30-12-2015_06Те, кто видел исторические реконструкции
режиссёра Максима Беспалого на Первом канале («Романовы», «Лермонтов»), без тени сомнения,  будут ждать выхода его очередного документального телепроекта «Декабристы». Он основан на реальных событиях декабря 1825 года на Сенатской площади, рассказывает о знаменитом восстании части дворян против императора. Среди актеров, занятых в съемках, замечено знакомое имя и фамилия – Артём Ефремов. Нет, это не отпрыск театрально-киношной династии, а обычный парень, закончивший в 2009 году павловскую среднюю школу № 10. Многие помнят Артёма как участника игр КВН, мастера граффитти (роспись уличных стен). И вот теперь он учится в Санкт-Петербургской театральной академии на курсе декана факультета актерского мастерства и режиссуры профессора Юрия Красовского. Артём участвует в постановках учебного театра «На Моховой». К слову, 12-14 декабря на популярной в Питере сцене состоялась премьера спектакля «Последний котильон» по мотивам произведения Голлера (о всё тех же декабристах). Среди героев можно было увидеть и нашего земляка. Удалось связаться с подающим надежды актером, поздравить. Спасибо Артёму за скромность, откровенность в общении. И это несмотря на цейтнот, в котором он находился перед премьерой на подмостках… Итак, вот часть нашего виртуального разговора.

– Как занесло в Питер да еще и в театральный вуз?
– Случайно. Когда записался на курсы актерского мастерства, даже не знал, что попал в одну из самых старых и сильных школ сценического искусства в стране. Началось же всё в 2012 году, я забрал документы из вуза (это Рязанский политех). Вопрос встал ребром о дальнейшем образовании, так как без него никуда, хотя и с дипломом никуда, но лучше с ним, чем без него. К тому моменту уже знал, что определенно хочу быть актером. Родители разделились на два фронта. Мама верила в успех поступления, а отец не скрывал скепсиса. Правда, каждый год в театральный вуз приходит около 5000 молодых ребят, чтобы испытать судьбу, а берут только 50.
Я и сам относился к этому, как к мечте, а не к реальной возможности оказаться среди заветного полтинника. Надо было с чего-то начинать, да и с театром нужно заранее познакомиться. Так что сначала прошел курсы. В Питере жила старшая сестра, туда и отправили. Год изучал театр, режиссёров, читал пьесы и учил будущий репертуар. Мама с сестрой делали всё, чтобы я меньше думал о работе, заботились. Спасибо им! Само поступление было ярким и волнительным. Два месяца на нервах, скинул добрую пятерку килограммов, а вздохнул спокойно только в начале августа, когда увидел свою фамилию среди поступивших.
– Может, раскроешь кое-какие секреты съемок «Декабристов». Тяжела ли она, шапка Мономаха?
– «Декабристы» – не первое мое кино. Были съемки коммерческих и некоммерческих проектов, но этот фильм – самая ожидаемая премьера. У меня одна из главных ролей – Николая I. Очень переживаю за качество исполнения. Хотя в «Декабристах» у актеров нет слов, так как это жанр документальной драмы, но ответственность большая. Ведь прошлая серия фильмов Беспалого взяла одну из премий «Тэффи».
Съемки шли быстро, режиссёр очень подкован в материале – рассказывал о девятнадцатом столетии так, как будто сам всё видел. Изначально на кастинге меня позвали на роль Трубецкого. Затем пригласили на пробы в образе императора. Съемочная команда была за меня, гримеры меня сразу назвали лучшим Николаем I из всех. Но решение всё же получилось непростым. Есть разница в возрасте с  государем, да и я не очень опытен. Но мне доверились, так что нужно оправдать возложенные надежды.
Кстати, забавный факт. Чтобы меня «состарить» и добавить портретного сходства, пришлось согласиться выбрить лоб на полтора сантиметра. Что касается секретов – то их особо нет. Почти всё снимали ночью, ведь днем во всех дворцах Петербурга толпятся туристы. Вообще, провести ночь в старинных чертогах – магия. Залы и колоннады хранят в себе информацию о бывших хозяевах. И если при свете солнца я смотрел на это здание как на музей, то при свете луны чувствовал,  что нахожусь в чьем-то доме, и вдруг некий господин N вот-вот          выйдет из дверей. Казалось, время замирает в таких местах.
– Кстати, об образах. Заприметив на моем столе  твои распечатанные фото, некоторые знакомые сразу же отметили аристократичность, утонченность твоей внешности. А внутри ты каков?
– Если свыше распорядились подарить вам привлекательность, это не повод носить лицо как личную заслугу. В театре не берусь играть ГЕРОЕВ. Я себя зарекомендовал как комедийный и характерный артист. Всё жду, когда дадут  отрицательного персонажа, не злого, а человека со своей правдой, но пугающей и отталкивающей. Не рекомендую выбирать актерский путь с наскока, потому, что ты красавец, тебя захваливали родные. Это большой труд – в первую очередь умственный – и серьезная нагрузка для психики. Конечно, эта профессия приносит много радости, но не меньше разочарования. Чаще всего слезы льют те, кто идет в театр или кино угомонить тщеславие.
–  Я так понимаю, что завышенное самомнение – не твоя история. То, что прожито в Павловской, как-то повлияло на выбор профессии, принципов?
– Павловская оставила, конечно, отпечаток в жизни. Воспоминания очень светлые. Тёмные стараюсь прогонять из памяти. Станица ассоциируется у меня со школой и друзьями. В классе была очень дружная обстановка, поддерживала эту атмосферу классная мама Инесса Павловна Левченко. Именно в таком воздухе из любви и понимания зародилась моя тяга к искусству.  Здорово, что к нам относились как к взрослым и не навязывали истин, а позволяли ошибаться и набирать опыта. За это очень благодарен учителям школы. Очень жаль, что сейчас идет стандартизация, ведь личностный дух невозможно измерить, тем более сравнить.
– Если оглянуться на год 2015-й – каким он был для тебя? Что увидел, прочел, прочувствовал?
– Год откровенно странный. Было много побед, но и не меньше поражений. Возможно, я стал старше и больше понимаю родителей и близких, а возможно – именно трудности и их преодоление стало фактором сплочения вокруг семьи.
Конечно, год прошел для меня под девизом «Даешь 19-е столетие!». Это и спектакль про восстание декабристов, который готовили полтора года, затем съемки у Беспалого.
Также это был год открытий. Я впервые пересек границу России, а в связи с политической ситуацией, наверно, и последний. Шутка, хотя…
Я открыл для себя много качественной литературы, хороших авторов. Понял – не только поступки способны менять мир, но и слова.
– Как часто приезжаешь на Кубань, скоро ли появишься у нас в гостях?
– В Павловской бываю редко, раз в пару лет, там остался дом и бабушка. Друзья почти все выбрались в города, но есть те, кто по-прежнему продолжает жить в станице. Когда приезжаю, стараемся видеться, хотя с каждым годом делать это все тяжелее. Надеюсь, этим летом смогу найти время и выбраться, ведь в 2017 году заканчиваю обучение, приходит пора определяться с будущим. Театр как место работы не самое высокооплачиваемое, так что буду искать агента и пробовать себя в кинематографе. Возможно, придется перебираться в Москву или Европу.  Хотя хочется собрать свою команду, сценографа, композитора, хореографа и других специалистов и изучать человека и его чувства.
Хочется самому выбирать материал, а не ждать назначения на роли, которые могут оказаться не твоими. Это слишком интересная профессия, чтобы позволить другим выбирать, что тебе играть.