На рабочем столе начальника отдела кадров ООО «Атаманское» красуется фигура боцмана, подаренного друзьями. Они-то знают, как Владимир Вячеславович Шуть влюблён в море. О том, как ходил на рыболовецких судах и о службе на Дважды Краснознамённом Балтийском флоте, он может, по его словам, рассказывать бесконечно.

Р

одился Владимир в Тимашевском районе на хуторе Мирном в колхозной семье. Босоногое детство, полное забав и приключений. Обязательно летом – работа в саду, а потом – в Анапу, на базу отдыха хозяйства, где с головой, как и все мальчишки, он отдавался морю.

После школы продолжил парень учёбу в Приморско-Ахтарской мореходной школе по специальности моторист рыболовецких судов. Направили в Керчь, откуда ушёл в первый морской поход. Полгода парень бороздил Атлантический, Индийский океаны, посетил экзотическую Африку. А сошёл на берег – и сразу в армию, конечно же, во флот. В Лиепае учился в электромеханической школе, после служил на военно-сторожевом корабле «Россомаха». Матрос после дополнительного обучения получил звание старшины первой статьи и стал командиром машинно-котельного отделения.

Сторожевой корабль был приписан к дивизиону ра-кетно-торпедных катеров в Приморске, но чаще базировался в Кронштадте. Судно не новое, случались и нештатные ситуации. Владимир в паре с ещё одним матросом был разведчиком аварийно-спасательной группы. Им приходилось бороться с пожарами, устранять пробоины и т.д. Об одном из случаев он рассказал подробно.

Корабль стоял на пирсе напротив Петровского парка в Кронштадте. Для протирания деталей в машинном отделении получили ветошь. В отсек тряпочный груз не поместился, остатки положили в румпельное отделение. Да, не по правилам, но кто ж думал, что только прибывший молодой матрос спрячется туда покурить. Дым от брошенного окурка заметил вахтенный. По тревоге экипажи всех судов срочно высадились и выстроились на берегу. Только два разведчика в термостойких костюмах с противогазами остались искать очаг возгорания. В темноте с фонариком в руках они спустились в румпельное отделение. Сложность состояла в том, что рядом находились противолодочные бомбы. Только чёткие действия их аварийной группы могли спасти всех.

Не зря за три года Владимир Вячеславович получил множество грамот и значков отличника службы.

В

споминаются и курьёзные случаи, которые происходят на службе всегда. Вот, например, прибыв на корабль, надо получить допуск к самостоятельному обслужива-нию, в том числе быстро выучить названия и термины. Старослужащим было где разгуляться. Вопрос о том, сколько на корабле птиц (гусак и утка), самый безобидный. Ответить, сколько на рынде звёздочек, посложнее. Еще могли молодого послать на клотик (самая верхняя часть корабля) вымбовку поджарить (шпиль для подъёма якоря вручную).

Тех, кто усвоил положенное, принимали в экипаж, при этом надо было выпить воду из-за борта. Для нашего героя – не проблема, всё это он прошел ещё на рыболовецком судне, а океанская вода намного солёнее балтийской.

После армии снова Керчь, и ещё четыре года походов в море. Работали по 12 часов в сутки: сначала вахта, а потом четыре часа на переработке рыбы. Бывало, что за раз вытаскивали тралом по 100 тонн.

М

оряки не унывали, чётко соблюдали все традиции. Одна из них – переход через экватор. В альбоме у Владимира хранится грамота, выданная «владыкой всех морей и океанов Нептуном», о том, что «Владимир Шуть, сын Вячеслава «7» дня «9» месяца 1988 года через незримую линию впервые переступил, пошлину уплатил и древний обряд послушно исполнил».

Дважды наш герой проходил пролив Дрейка, где бушуют самые мощные ветра и гуляют айсберги. По морским законам положена ему за это серебряная серьга в ухо. Может, и носил бы, но семейная гавань оказалась более притягательной.

Вот уже 27 лет он на суше вместе с женой Еленой. Построили дом, посадили сад. Выросли у них два сына. Старший Александр – юрист, уже имеет свою семью. Младший Владислав выбрал карьеру военного. Будущий инженер-радиотехник артиллерийской разведки учится на третьем курсе Михайловской артиллерийской ракетной академии в Санкт-Петербурге.

Накануне праздника защитников Отечества почему-то верится, когда рядом есть такие настоящие мужчины, как в семье Шуть, мы можем спать спокойно.

Н. Александрова.

Ст. Атаманская.