Итак, закончилась 60-дневка саночистки. Можно подвести кое-какие итоги. Они, если брать главную станицу района, не очень утешительны.
17-05-2016_03Основополагающая причина (она называлась десятки раз) проста, как мычание коровы: можно проводить сколько угодно саночисток, но «мусорная битва» заведомо будет проиграна, т.к. экологических преступников всё равно намного больше, чем тех, кто пытается наводить порядок от случая к случаю (от одного месячника к другому).
Противостояние пакостникам, систематически засоряющим лесополосы, окраины станицы да и сам райцентр, близко к нулю. Поэтому необременённые высоким сознанием павловчане по-прежнему чувствуют себя неуязвимо и творят что хотят.
Сколько раз, к примеру, районка долбила по одному и тому же месту, призывая привести в порядок лесополосу вдоль ул. Толстого! Да, что-то сделано, говорят, что в посадке даже отметился какой-то коллективный санитарный десант. Якобы собрали вместе все сухие ветви, сложив их в кучи. Если это так, почему никто не торопится вывозить их на свалку, ведь 60-дневка давно завершена? Как и раньше, между деревьями несложно заметить мусорные очаги (пусть их и стало чуть меньше), только теперь, в пору буйства трав, ТБО, замаскированные, не так бросаются в глаза.
Как сказано выше, если что-то и удосужились убрать, то восполнение «мусорного запаса» в лесополосе у ул. Толстого не заставляет себя долго ждать. Стоило нам в течение 10-15 мин. постоять у посадки, как тут же стали очевидцами выноса хлама в зелёную зону. Молодой парень, вышедший из двора дома № 97/2, высыпал на наших глазах из тачки какую-то смесь соломы, травы и навоза. Сделал это подальше от дороги, чтоб не было видно. Зовут Алексеем Кротовым. Он, впрочем, тут же нашёл что сказать:
– Это я временно высыпал, потом увезу на свалку, здесь не живу – только матери помогаю.
– А почему сразу не везти хлам в узаконенное место?
Вопрос основательно озадачил Кротова. Тут подошла его мать. Естественно, стала защищать сына. Сказала и о том, что недавно на субботнике работали люди, убиравшие посадку.
– Зачем же, если это так, сводить усилия наводивших порядок на нет?
И снова простейший вопрос повис в воздухе…
Ул. Толстого, делая крюк, чуть западнее вновь выходит к лесополосе. И там следы коллективных усилий заметны менее всего. Видимо, не дошли десантом.
Ул. Российская, 2 – самый крайний (ещё не заселённый) дом у лесополосы. Разговорились с неким Виктором, помогавшим достраивать будущему хозяину его жилище.
– Я тут часто наблюдаю, как люди вывозят в посадку мусор на легковушках с прицепами, – сказал невольный свидетель экологических преступлений, – и только один казак пытается самостоятельно убирать ТБО…
– Видимо, силы явно неравны. Что за человек?
– Зовут Мишей…
Вскоре узнали, как найти Михаила, а до того, пройдя метров 150-200 западнее от упомянутого дома вдоль лесонасаждений, обнаружили тайную «индейскую тропу», густо усыпанную мусором. По ней местные пакостники и свозят всякий бытовой хлам в лесополосу.
Познакомились с добровольным «ассенизатором». М. Карпенко состоит в Павловском казачьем обществе. Родился и вырос в посёлке станции Сосыка.
– Я часто езжу в Атаманскую, срезаю путь через посадку, – сказал Миша, – вижу, как кучек с ТБО становится меж деревьев всё больше и больше. Что могу, убираю сам, но, конечно, не поспеваю за теми, кто мусорит. Последний раз вывез на свалку около тонны хлама из посадки…
– Что заставляет вас это делать, Миша?
– Зов души! Мы ведь с друзьями иногда отдыхаем среди той зелени, неприятно сидеть и есть шашлык  в окружении всякой гадости.  22 апреля я говорил с главой поселения М.В. Шмелёвым насчёт порядка у кладбища посёлка станции Сосыка, там у меня похоронено немало знакомых. Посадку напротив люди в течение многих лет превратили в помойку. Я там тоже мусор убирал и ещё буду, но хотелось заручиться поддержкой и содействием руководства станицы. В ответ услышал, что та посадка закреплена за железнодорожниками, а не поселением. Стало немного обидно…
После этих слов экологического волонтёра подумалось: к Павловской вплотную примыкает так много лесополос, и все они загажены столь основательно, что тут уж никак не попеняешь на представителей бывшего МПС. Впрочем, М.В. Шмелёв (один из авторов статьи позвонил ему перед самой публикацией), позже выразился иначе, сказав, что будет помогать в очистке той «железнодорожной» посадки.
– Навести порядок в райцентре и вокруг него не так сложно, было бы желание, – сказал вахмистр казачьего общества. – За скромную ставку штатного эколога в 10 тыс. руб. в месяц я бы многое сделал, работал бы не покладая рук, но кому это надо?
Разве не глас вопиющего в пустыне?! Михаила и тех, кому природа-матушка небезразлична, упорно никто из станичной власти не слышит уже много лет.
Продолжая рейд, проехали вместе с М. Карпенко вдоль крайней посадки у ул. Краснодарской. Её тоже периодически используют как мусорохранилище. До ближайших домов – не больше полусотни метров.
У другой лесополосы, прилегающей к Павловской у                         р. Сосыки, обнаружили большую гору строительного мусора. Миша намётанным глазом (делает подобное не впервые) нашёл среди хлама квитанцию на имя А.И. Дзюба на оплату услуг ЖКХ за январь 2016 г. Адрес павловчанки указан на бумажке. На обратной стороне квитанции – записи карандашом от руки о гвоздях, колере и килограммах чего-то. Видимо, делая ремонт, производили подсчёты. Когда всё закончилось, оставшееся от строительства свезли туда, где удобнее и где никто ничего не заметит.
17-05-2016_04Возможно, сама Анастасия Ивановна, что называется, не при делах и мусор вывезли те, кого она наняла. В любом случае, отыскать вредителей несложно. Вот только будет ли желание, дефицит которого так очевиден?
А пока на месте старой ликвидированной нелегальной свалки недалеко от хутора Шевченко постепенно появляется новая. Никто этому не препятствует. 60-дневка саночистки официально закончена, и о мусоре, экологии и прочих «глупостях» можно благополучно забыть.
О них будут помнить только очень немногие – такие, как вахмистр М. Карпенко. Помнить и продолжать вывозить тонны мусора из посадок и прочих мест на свалку. Просто так – по зову души, заведомо проигрывая в неравной схватке с разного рода паршивцами.
А. Чёрный,
замначальника межрайонного отдела Россельхознадзора.
Е. Власенко,
сотрудник редакции.