Эффективное управление
При управлении транспортными средствами человек всё же должен чувствовать себя достаточно уверенным. Главное – чтобы его уверенность не перешла в самоуверенность. Уверенный в себе водитель, однако, никогда не станет демонстрировать свою лихость другим участникам дорожного движения. Хотя бы –  из чисто  утилитарных соображений. Во-первых, тише едешь – дальше будешь, во-вторых, от эффективности управления транспортным средством напрямую зависит расход горючего. А у абсолютного большинства водителей кошельки не настолько толстые, чтобы не обращать внимание на их содержимое.
Но что такое эффективное управление автомобилем? Оно характеризуется такими показателями, как средняя скорость, равномерность движения, разгона, замедления и топливная экономичность.
Последнее в перечне крайне важно. Опытные водители, как известно, расходуют намного меньше топлива, чем новички, прежде всего благодаря спокойной и равномеренной езде.  В транспортном потоке они обычно придерживаются общего ритма, разгоняются и тормозят плавно.
Конечно, в дороге без разгонов, торможений и остановок не обойтись, но делать это можно по-разному.
Когда нет нужды форсировать движение, лучше двигаться на высокой передаче, не слишком снижая число оборотов двигателя. Когда ваша машина движется более или менее равномерно, её мощность расходуется только на преодоление сопротивления дороги и воздуха.
Несложно заметить, как разные водители останавливаются на красный сигнал светофора. Большинство делает это плавно, некоторые начинают торможение задолго до места остановки, как бы подкатываясь к нему. Но обязательно найдутся и те, кто подлетает к  стоп-линии «на полном газу» и  тормозит  с визгом, оставляя на асфальте чёрные полосы. Внешний эффект, безусловно, достигнут, но что в итоге? При подобных торможениях сильно изнашиваются накладки тормозных колодок и другие детали тормозных механизмов, страдают шины, достаётся и нервам окружающих. Не исключён отказ тормозов – техника есть техника.
Опытный водитель, если есть возможность медленно приблизиться к перекрёстку, когда красный сигнал сменился зелёным, замедляется ровно настолько, чтобы избежать полной остановки.
В этом случае водители нередко пользуются «накатом» – движением машины по инерции при нейтральном положении рычага КП. Такой режим предпочтителен в тех случаях, когда необходимы регулярные остановки и последующие разгоны, а также при движении по дорогам с чередующимися подъёмами и спусками.
При движении «накатом» двигатель отсоединён от трансмиссии, крутящий момент к ведущим колёсам не подводится, и сила тяги отсутствует. Мощность, затрачиваемая при этом на преодоление трения в трансмиссии, невелика, поскольку все агрегаты работают вхолостую. Двигатель же функционирует без нагрузки, на холостых оборотах, т.е. в самом экономичном режиме. В то же время автомобиль продолжает двигаться, совершая положенную ему работу.
При разовом использовании данного приёма  много топлива не сэкономишь, но, применяя его регулярно и грамотно, определённых успехов достичь несложно.
Однако при  использовании «наката» надо помнить об одном очень существенном «но»: при «накате» автомобиль похож на телегу, катящуюся по инерции, и если в этот момент применить экстренное торможение, транспортное средство окажется крайне неустойчивым на дороге. Поэтому не всегда стоит экономить бензин в ущерб собственной безопасности.
В сложных ситуациях следует поднимать мощность двигателя включением понижающей передачи, что позволит легче преодолеть критическую ситуацию за счёт динамики автомобиля.
Н. Ивахненко,
водитель с 56-летним стажем.