27-09-2016_02Елизавета Непотачева (на снимке) учится в 5-м классе СШ № 12.  В Павловскую вместе  с семьей переехала с Сахалина.  Еще несколько лет назад она передвигалась только в инвалидной коляске, а сейчас ходит, опираясь на специальные трости, и учится  среди сверстников. И при этом – круглая отличница.  

Мама Ксения Павловна узнала о болезни дочери, только когда девочке исполнился год. Родившись раньше срока, Лиза немного отставала в физическом развитии от ровесников. Педиатр небольшого посёлка, где они тогда жили, успокаивала, что со временем всё выровняется. Но долгожданные изменения не происходили. Пришлось обратиться к областным специалистам. Те сразу поставили диагноз, посетовав на упущенное время.
Назначенное лечение – и физио­терапевтическое и медикаментозное – сразу дало результат. Девочка буквально на глазах стала меняться к лучшему. Однако о полном выздоровлении речь уже не шла, а курсы терапии продолжались регулярно.
Ребёнок быстро научился говорить. Первые шаги, держась за опору, девочка сделала в 4 года. И это уже была победа, пусть небольшая, но очень важная. Полностью восстановить двигательную функцию не удалось. Почти до 6 лет мама носила ее на руках. Затем – инвалидная коляска. Имея аттестат с отличием о среднем образовании, мама поступила в институт и заочно получила специальность экономиста. Работала в местной администрации. Для лечения дочери постоянно требовались средства.
В 7-летнем возрасте прошли мед­освидетельствование. В индивидуальной программе реабилиации было указано, что возможно обучение в школе на общих основаниях.
– У меня даже мысли не было, чтобы Лиза училась дома. Я знала, что нам по плечу обычная школа, – продолжает рассказ Ксения Павловна. – Пока старший сын был в садике, дочь вместе с ним заучивала стихотворения, порою длинные. Делала это легко и быстро – память великолепная. Однако в образовательном учреждении неожиданно возникли проблемы. Причем не с детьми. Мы ведь жили в небольшом посёлке, где почти все друг друга знали. Ее ровесники, если и спрашивали взрослых – «а что с девочкой», то, узнав, что «ножки болят, и доктор их лечит», быстро забывали о необычности моего ребёнка. А вот первая учительница явно не хотела брать лишнюю ответственность на себя.
Но Лиза так стремилась быть в коллективе, ей так нравилось общение с ребятами, что старалась выполнять все указания учителя, только бы оставили в школе. Очень скоро в дневнике у нас стали появляться только одни пятерки. Если старшего сына приходилось заставлять делать домашние задания, то дочь с трудом можно было оторвать от учебников. Добавлю, что наша бабушка, долгие годы проработавшая в детском саду, уволилась, чтобы помогать внучке добираться на занятия и обратно, а также из одного кабинета в другой внутри здания.
А дочь, став школьницей, радовала не только оценками. Буквально через пару месяцев в ее здоровье произошел резкий скачок – она смогла встать с инвалидной коляски и научилась ходить, держась за стену. Мы сменили кресло на специальные трости с опорами. Мне кажется, что отчасти в этом ей, кроме лечения, помогло и пребывание в детском коллективе, живое общение с ровесниками.
По семейным обстоятельствам мы переехали в Павловскую. СШ № 12 приглянулась сразу. Она небольшая, одноэтажная, есть условия для пребывания детей-инвалидов. Все в ней напоминало нам прежнюю.
Влиться в новый класс было несложно. Наша учитель С.В. Евтушенко и сама приняла нас с душой, и ввела ребёнка в коллектив. Все сдружились, за что мы ей очень благодарны. Да и теперь, когда продолжаем учиться в среднем звене, встречаем взаимопонимание с педагогами и администрацией школы.
После переезда меня очень удивило, что на улицах станицы почти не встречаются дети-инвалиды. Во всяком случае, когда мы были у краевого невропатолога на приеме, который проходил в ЦРБ, видели их немало. Такое ощущение, что люди боятся лишний раз показаться в обществе, чтобы не привлекать к себе внимания.
Да мы и сами, если выбираемся все вместе за покупками в торговые центры, замечаем повышенный интерес к нашей семье. Но я всё равно считаю, что замыкаться в себе, в своей проблеме неправильно, надо учить ребёнка жить в обществе таким, каков он есть.
К нашей беседе присоединилась и сама Лиза.
– А как ты занимаешься физкультурой? – спрашиваю ее.
– По учебнику, – отвечает девочка.
И добавляет, что самый любимый предмет – математика. Она даже побеждала в олимпиадах по ней. Поделилась и тем, что в школе у нее есть друзья – Валерия, Полина, две Катерины, Алексей и другие ребята. Она умеет вязать на спицах, вышивать крестиком. Мечтает стать дизайнером одежды, недавно скачала на планшет программу для 3D-визуализации архитектурных проектов. Оказывается, ей захотелось сделать модель своей комнаты, если такая появится когда-нибудь. Пока осваивает технику, проект еще не завершен.
…Как и в любой семье, между детьми распределены обязанности – кто моет посуду, кто убирает со стола или даже готовит, а кто помогает маме ухаживать за младшим братиком, которому нет еще и года. Исключений и привилегий нет.