Такое изобретение, помогающее большинству родителей, как ходунки, было придумано в лечебных целях при заболеваниях способствующих отставанию в развитии опорно-двигательного аппарата. Ходунки помогают снизить нагрузку на позвоночик и опорно-двигательный аппарат, что в итоге при правильном применении приспособления помогает больному ребенку.

Использовать их детьми с нормальным развитием медики не рекомендуют.

04-02-2017_25Родители, приобретая ходунки, руководствуются тем, что они якобы помогут их малышам быстрей научиться ходить. К тому же это очень удобно для «занятых» мам и особенно пап, в случаях, когда нужно на короткое время оставить ребёнка одного без присмотра. Но как всегда за простотой их использования скрывается темная сторона – ходунки при бесконтрольном их использовании таят в себе определённую опасность и риск навредить ногам и позвоночнику еще неокрепшего ребенка.

Важный навык

Ходьба – это новый и важный навык ребёнка, который он осваивает до года и корректирует всю жизнь. Бег, прыжки вверх, в стороны и   др. учения осваивать он будет позже, когда полностью и во всех нюансах освоит ходьбу. Это непросто:  надо двигаться  за счёт сгибания и разгибания тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Когда малыш самостоятельно, без каких-либо вспомогательных приспособлений познает возможности своего тела, он выполняет приседание, наклоны и другие вещи с учетом равновесия, при этом амплитуда движений в этих суставах предельно максимальна, в соответствии с гибкостью и развитием ребенка.

В процессе самостоятельного обучения ребёнок не заключен в какие-либо рамки, что позволяет ему выполнять разнообразные движения для достижения известной только ему цели.

Во время самостоятельной ходьбы ребёнок часто приседает, садится и снова встаёт. Стопы он ставит так, чтобы удержать равновесие. Нередки случаи падения. Уровень развития его головного мозга ещё на стадии формирования. Хорошая координация  появляется с развитием головного мозга за счет ежедневных тренировок.

Малыш учится держать равновесие, в котором участвуют другие части тела, особенно руки и голова, с помощью которых он находит баланс, позволяющий ему удержаться в вертикальном положении. Спустя некоторое время движения туловища, головы, рук и ног начинают согласованно взаимодействовать друг с другом. Что говорит о хорошей  координации движений.

Когда ребёнок присаживается из положения стоя, одновременного сгибая ноги в коленных суставах, и из этого положения встаёт, то у него появляется ощущение центра тяжести.

Причем центр тяжести располагается на уровне тазобедренных суставов по срединной линии тела. Конструкция ходунков устроена так, что подкладка, удерживающая   ребёнка, препятствует оптимальному движению в этих суставах и отрицательно сказывается на развитие координационных способностей.

Правильные первые шаги

В ходунках фазы ходьбы имеют «размытый» вид. Например, при переносе маховой ноги сгибание в коленном суставе почти не требуется. Ребёнку не нужно стараться удержать равновесие. При ходьбе свои стопы он может поставить как получится, и зачастую это происходит не правильно. Опора и толчок могут осуществляться за счёт внутренней или внешней части стопы, к тому же ребёнок часто становится на носочки. Если это происходит в период, когда он начинает делать свои первые шаги, то может выработать в нем неправильный навык постановки стопы.

Также нужно обратить внимание на то, что, когда ребёнок начинает движение, он прислоняется грудью к краям ходунков и толкает их вперёд. Это не вырабатывает в нём поиск чувства равновесия, а напротив даёт ложное представление о передвижении в положении стоя. К тому же если ставить ребёнка с самых ранних месяцев, мы создадим ему преждевременную вертикальную нагрузку на позвоночник. Чтобы укрепить мышцы и связки спины, он должен сначала пройти и научиться всем элементам горизонтального положения.

Придется переучиваться

На основе этого можно сделать вывод, что ходьбой, в научном понимании этого слова, можно назвать условно. Поэтому после того как он научится ходить в ходунках, ему всё равно придётся пере­учиваться. Это займёт недолгое время, но риск заработать патологию опорно-двигательного аппарата увеличивается. А если у ребёнка уже имеются ортопедические или неврологические нарушения, ходунки могут усугубить проблему.

Перед тем, как самостоятельно пойти, ребёнок проходит определённый путь обучения двигательных навыков в вертикальном положении:

– вставать из положения сидя, используя какую-нибудь опору;

– стоять длительное время, держась за какой-либо предмет;

– удерживаясь ручками, начинает раскачиваться, топтаться, шагать на месте;

– ходить вдоль дивана или стены;

– вставать, опираясь ручками о пол. После чего делает первые долгожданные самостоятельные шаги.

Безопасность ребенка, находящегося в ходунках, можно назвать условной. Существует риск получить травму при их опрокидывании, спуска с лестницы, при ударе о нижний край стола и т.д.

С. Бабий,

специалист по физической культуре и спорту, массажист, остеопат.

Н. Малофеев,

неравнодушный сторонник здорового образа жизни.