Светлана Павловна Семенько в СШ № 10 ст. Павловской преподает историю, выполняет обязанности социального педагога и классного руководителя 8б класса.

Она родилась и выросла в ст. Новопластуновской, окончила СШ № 8, а затем Туапсинский педагогический колледж (специальность педагог-психолог начальных классов).

Изучала юриспруденцию и уголовное право в Российской правовой академии. Около 10 лет проработала судебным приставом, а в феврале этого года с отличием окончила Армавирский государственный педагогический университет.

Но не только изучать науки успевает павловчанка. Вместе с супругом воспитывает трёх дочерей и сына. Младший ребенок ходит в детский сад, остальные – школьники. Неслучайно темой её дипломной работы стали проблемы материнства и детства на Кубани в 20-30-е годы.

– Это довольно сложный период в истории нашей страны в целом, и Кубани в частности, – рассказывает Светлана Павловна.– Здесь и коллективизация, и гонения на казачество. Тем интереснее было анализировать процессы в обществе.

А именно – разрушение патриархального уклада семьи, когда мужчин практически не осталось в семьях, ведь казаки воевали в Первую мировую войну (1914-1918 гг.), в Гражданскую. Причем не один, два года, а почти десятилетие. Выросла и общая смертность взрослого населения. Все это способствовало росту числа беспризорников (чего раньше практически не было), появились и пробелы в воспитании. Стало меньше полноценных семей, где все дети единокровные. Появились новые отношения между детьми и взрослыми по схеме отец – мачеха, мать-одиночка и др. В то же время, изменилось качество медицинского обслуживания матерей и детей.

Роль женщины-матери-казач­ки в воспитании, хозяйственной деятельности, общественных отношениях многократно возросла, но заменить отца для ребенка она так и не смогла.

Причем изменения (как экономической формации, так и семейного уклада) происходили не единовременно, а постепенно. Я много информации почерпнула из архивов станицы Новолеушковской, в районном музее. Бесценными для меня стали и воспоминания ныне живущих долгожителей. Все это я цитирую в своей работе. В частности, в них есть и воспоминания моей прабабушки Марфы Константиновны Ужва. Она 1921 года рождения, потомственная казачка.

Казачество сейчас возрождается. Правда, на вопрос «Что это – возврат в прошлое или актуализация казачьих культурно-исторических традиций в дне сегодняшнем» в научных кругах однозначного ответа пока нет.

Интересна и историческая аналогия экономических рычагов стимулирования рождаемости. В казачьих семьях стремились иметь много детей, особенно мальчиков, ведь каждому из них полагался земельный надел.

И сейчас есть экономическая компонента – семейный капитал – правда, действие ее расширено до границ всей страны. Но среди регионов, где отмечен рост рождаемости – есть наш край (по данным общественной платы, Кубань на четвертой строчке национального рейтинга по рождаемости. – Ред.).

В настоящее время я готовлюсь поступить в аспирантуру. Считаю, что тему моей дипломной работы можно развить и существенно дополнить. Планирую защитить кандидатскую.

Исследуя различные модели семейной политики, применяемых в 1920-х и 1930-х годах, я нашла как положительные моменты, так и ошибочные подходы к развитию семьи. Применение того опыта может помочь совершенствованию современной социальной политики государства и решению демографических проблем.

Буду очень благодарна, если земляки поделятся своими воспоминаниями о нашей общей истории.

В сентябре в Ростове-на-Дону пройдет форум ученых и общественных организаций. Его тема – казачество в 20-30-е годы – созвучна моей дипломной работе, очень хочу попасть на него.